Хазинэ: «Искусство чувашского народа»

Фрагмент экспозиции выставки "Искусство чувашского народа". Неизвестный автор
домотканый холст, ручная вышивка, тесьма.
3 мая 2012 года в НХГ «Хазинэ» состоялось открытие первой выставки проекта «Искусство народов Поволжья» — «Искусство чувашского народа».

Праздник. 2000. Бердникова Т.М., 1958
Бумага, акварель; Собственность ГМИИ РТ
Проект инициирован Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан. Инициативу музея ИЗО поддержали: НМ РТ, НКЦ «Казань», Этнографический музей Казанского университета, Чувашское региональное отделение Союза художников России, Чувашская национально-культурная автономия в РТ.

На выставке "Искусство чувашского народа", май 2012, "Хазинэ"
Выставка получилась красочной. Национальный колорит особенно сочно представлен в первом зале, где экспонируются изделия ДПИ. Здесь в широком ассортименте представлены: вышивка, ткачество, резьба по дереву.

Украшение накосное девичье XVIII /женские браслеты, 1 пол. XIX/Май Сиххи (женское шейное украшение) 1 пол XIX
Бусы, стекло, металл (НМ РТ) / медь, литье (Этнограф. музей КГУ) /Ткань, бисер, металл, ракушки \"каури\"(Этнограф. музей КГУ)

Полотенце. Симакова М.В. 1934
собственность автора.

Платье женское. Фартук. Чувашский костюм. Симакова М.В. 1934
собственность автора.
Чувашское народное творчество, ритмический рисунок орнамента оказали влияние на многих современных художников. И в этом же зале можно ознакомиться с работами Праски Витти, чувашского художника, который рисует, пишет, эмали расписывает. Его произведения созвучны народному творчеству.

Петровичи
Петров Виталий Петрович (Праски Витти) и Аршинов Виктор Петрович на выставке в Казани \"Искусство чувашского народа\", май 2012.
Возле работ Праски Витти и состоялся разговор с художником. Праски Витти: — Петров Виталий Петрович — по паспорту, а в деревне меня зовут Праски Витти. Праски — это Прасковея, имя моей мамы, а Витти — Виталий. Праски Витти (Виталий сын Прасковьи). Образование получил в Чебоксарском художественном училище, затем продолжил обучение в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной (теперь это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица).

ЮНОША. 2012 / ДЕВУШКА. 2012 Холст, масло
ПРАСКИ ВИТТИ. 1936Заслуженный художник РоссииНародный художник Чувашии
После “Мухи”, по примеру Сикейроса, отправился творчески «преобразовывать» города. Виталий Петрович мог бы остаться и в Ленинграде, но в Перми, куда его пригласили работать, молодому специалисту пообещали квартиру. Так житейский вопрос повлиял на место жительство художника.

Из серии Чувашские мотивы. 2009
Праски Витти: — Я монументалист по профессии. Основную творческую работу провел на наборах мозаики, росписи. Занимаюсь эмалями. По эмали имею международные награды.
— Остались ли в Перми Ваши монументальные работы?
Праски Витти: — В Перми я расписал стены двух вокзалов: железнодорожного и речного. К сожалению, обе росписи не сохранились. Но, я надеюсь, что осталась моя большая, хорошая работа в Кунгуре, мозаика на фасаде административного здания завода Нефтеразведывательной аппаратуры. В свое время, там была фабрика военной обуви, в Доме культуры которой, я расписал стену танцзала (6х9 метров). Когда я расписал стену получился конфуз, всех членов Художественного совета стали приглашать в Областной комитет партии к Третьему секретарю (по идеологии). А меня нет. Возвращаются и говорят: «Виталий, все крутится вокруг твоей работы. Спрашивают: “Кто расписал?”. “Кто разрешил?”».
— В бытность Советского союза любой эскиз росписи общественного здания должен был быть утвержден в идеологическом отделе. Как так получилось, что Вы расписали стену фабрики без положенного разрешения?
Праски Витти: — Я изобразил на эскизе свидание: расцветающих девушек, полосатых людей: У парня была раскрыта грудная клетка и там был нарисован мотор машины, с поршнями и прочими механизмами. Навстречу шла, правда полосатая, но цветущая девушка. За горизонтом виднелась темная голова женщины-соперницы, завистницы (аллегория). Показал Третьему секретарю Обкома партии. Ему не понравилось. А заказчик, дирекция завода военной обуви, одобрил эскиз. Все бы и обошлось, если бы не визит в Кунгур югославских кинематографистов, снимавших места ссылки Иосифа Броз Тито. Он попал в плен, и был в лагере. Делегации югославов заводское начальство решило показать мою роспись. Возле стены с росписью «Свидание» в тот момент оказались дав слесаря с промасленными тряпками. К ним-то и обратились журналисты с вопросом: «Что там изображено? Мы не понимаем. Вы, народ умный, может расскажите?». Объяснить никто не смог. Секретарь по идеологии Обкома КПСС был зол... Наконец вызывают меня. Долго не начинался разговор о моей работе в кабинете секретаря. Тот все ходил вокруг, да около. Наконец сформулировал фразу, которая у меня осталась в памяти на всю жизнь: «Плохой народ художники, – подумал, посмотрел на меня и добавил – но писатели еще хуже. Их читать надо!». Работа “Свидание” вошла в альбом «Монументальное искусство СССР». Если бы не временной лимит (Виталия Петровича ждал автобус), интересная беседа также обстоятельно продолжилась бы. Но, художника ждали и поэтому дальнейший рассказ будет не таким подробным.
Праски Витти: — На выставке представлены работы, которые исходят из первичного моего импульса от народного творчества: вышивки, композиционных приемов, цветовых отношений, мировоззренческих понятий, которые нам кажутся немного архаичными. Древние чуваши считали, что мир четырехугольный. Человек — ось мира. Все эти понятия, знания помогают народам выживать. Чуваши выжили. Они, например, поклонялись серебру, украшали себя им, считая, что все народы, которые поклонялись золоту (сарматы, скифы) — исчезли. Чувашский костюм уникальный. Подходит всем народам, так как человек устроен, как космос. Ритуальные знаки в одежде говорят о космогоническом представлении, о мире этноса. Это было не только у чуваш, но и у греков и др. народов. Человек – космос. Исходя из этого в чувашском костюме черепная коробка – это небо, на плечах держатся небеса, линия пояса – горизонт. Выше горизонта тело человека посвящено Богу, ниже горизонта – земле. Это абсолютно соответствует таким понятиям как небо – отец, мать- земля. Сообразно такому представлению и одевались. Одежда была четко разработана. Это не дефиле, когда на молодое тело навешивают кусок тряпки и выталкивают на подиум. Костюм - храм для человека, где он чувствует себя, как дома.

Хушпу. Женский головной убор (чувашский)
домотканый холст, металл, бисер; собрание этнографического музея Казанского Университета.

Рубаха девичья. XIX. Неизв. мастер. кон 19-нач.20 вв.
домотканый холст, пестрядь, фабричная и домотканая тесьма; вышивка шерстяной и шелковой нитью. Собрание НМ РТ
Я делаю эскизы костюмов, например, для национального ансамбля Чувашии и др.

Чувашский фольклорный ансамбль
Открытие выставки \"Искусство чувашского народа\", 3 мая 2012г, Казань, \"Хазинэ\".
В Казань я привез некоторые мировоззренческие композиции.

Из серии Чувашские мотивы. 2009
Фрагменты природы - не есть вещь в самом себе, пространство холста можно расширить. Моя же работа мировоззренческая, вещь в самой себе, как ценность. Там ничего нельзя двигать.

Праски Витти
Вот четырехугольный мир. Весеннее солнце, летнее солнце... На картине - свадебный сюжет: это посланник жениха, это подружка невесты. Белым покрывалом, которое символизирует мироздание, небо, покрывают невесту. Невеста рыдает, она выходит из-под покровительства Бога. До замужества над девушкой покровительствует Бог. К навершию головного убора раньше пришивали золотую монету, символизирующую Бога, который живет на горе и покровительствует ее здоровью, росту. Когда девушка выходит замуж, то муж отрезает навершие. Роль Бога, его обязанности принимает на себя муж: теперь, он должен заботиться о красоте женщины, о ее благополучии, о продолжении рода.

Тухья / Салфетка /Май Сиххи
Девичий головной убор. XIX Домотканый льняной холст, бисер, металл, кожа, вышивка (Собственность НМ РТ)/Ткань, ручная вышивка (частная собственность)/ Женское шейное украшение. I пол. XIX; бисер, метал, ткань, ракушки \"каури\" (Собрание этнографического музея КГУ)
В картине всё скомпоновано, по принципу народного искусства. Моя задача показать свое композиционное мастерство. Я хочу предстать как мастер композиции. Мастер цвета или сюжета. А тематика может быть любой. Герой моих картин — мой народ. И я считаю, что только через народную культуру может прийти к мировой.
фото автора