А.О.Визель. Разговор
Выставка «Немцы в Казани»: «Видовая немецкая гравюра XVI – XVI», «Фарфор Германии» и «Художественный мир семьи Визелей», 24 марта 2012, ГМИИ РТ, Казань.
Открывшаяся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан выставка "Немцы в Казани", приуроченная к 250 -летию переселения немцев в Россию, проводится в рамках перекрестного года Германия-Россия.
На церемонии открытия выставки "Немцы в Казани"
Выставка «Немцы в Казани»: «Видовая немецкая гравюра XVI – XVI», «Фарфор Германии» и выставка ГМИИ РТ - «Художественный мир семьи Визелей», 24 марта 2012, ГМИИ РТ, Казань.
Выставка состоит из трех экспозиций, или вернее, трех самостоятельных выставок, объединенных общей тематикой "Немцы в Казани": «Видовая немецкая гравюра XVI - XVI», «Фарфор Германии» и выставка - «Художественный мир семьи Визелей». Остановимся на каждой выставке подробнее.
«Видовая немецкая гравюра XVI - XVII»
Вид Ферлеберка. Каспар Мериан I (1627-1686)
лист из \"Топографии \"М.Цайлера. Франкфурт-на-Майне, 1642-1688. Офорт;Выставка «Немцы в Казани»:«Видовая немецкая гравюра XVI – XVI» из собрания ГМИИ РТ
Экспонатами выставки стали уникальные предметы коллекции ГМИИ РТ из собрания Андрея Федоровича Лихачева (1832-1891). Ее живописный раздел составляет 425 картин западноевропейских и русских художников. Вниманию зрителей представлены графические произведения немецких художников XVI - XVII вв. - мастеров ведуты.
Вид Франкфурта с восточной стороны. 1646. Маттеус Мериан I (1593 -1650)
Лист из \"Топографии\" М.Цайлера, Франкфурт-на-Майне, 1642-1988. Офорт; Выставка «Немцы в Казани»:«Видовая немецкая гравюра XVI – XVI» из собрания ГМИИ РТ
Ведута (от итал. veduta, «вид») - жанр европейской живописи, представляющий собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.
Коллекция гравюры «Города Германии» лежит в основе экспозиции. Гравюры Маттеуса Мериана (1593 - 1650), иллюстрировавшие сочинение географа и путешественника Мартина Цайлера (1589 - 1661) - «Топографию» (1642 - 1688), представляли подробное географическое описание германских государств и сопредельных стран. «Топография» включала боле 2000 гравюр, выполненных по рисункам с натуры Маттеусом Мерианом, его сыновьями и учениками.
Топография Саксонии. 1653. Титульный лист. Матеус Мериан I (1593-1650)
Титульный лист из \"Топографии \"М.Цайлера. Франкфурт-на-Майне, 1642-1688. Офорт;Выставка «Немцы в Казани»:«Видовая немецкая гравюра XVI – XVI» из собрания ГМИИ РТ
Работы Маттеуса Мериана были известны и в России того времени. Среди его работ есть гравюра 1638 года "Старая Москва". На выставке можно ознакомиться с такими работами, как: офорт Матеуса Мериана I (1593-1650).Топография земли Гессен. 1653.Титульный лист из "Топографии "М.Цайлера. Франкфурт-на-Майне, 1642-1688.
Топография земли Гессен. 1653. Матеус Мериан I (1593-1650)
Титульный лист из \"Топографии \"М.Цайлера. Франкфурт-на-Майне, 1642-1688. Офорт;Выставка «Немцы в Казани»:«Видовая немецкая гравюра XVI – XVI» из собрания ГМИИ РТ
Вид Базеля. 1615. (фрагмент). Маттеус Мериан I (1593 -1650) Офорт на 4 досках;
Вид Базеля. 1615. (фрагмент). Маттеус Мериан I (1593 -1650)
Офорт на 4 досках;Выставка «Немцы в Казани»:«Видовая немецкая гравюра XVI – XVI» из собрания ГМИИ РТ
Вид Базеля. 1615. (фрагмент). Маттеус Мериан I (1593 -1650)
Офорт на 4 досках;Выставка «Немцы в Казани»:«Видовая немецкая гравюра XVI – XVI» из собрания ГМИИ РТ
Вид Базеля. 1615. (фрагмент). Маттеус Мериан I (1593 -1650)
Офорт на 4 досках;Выставка «Немцы в Казани»:«Видовая немецкая гравюра XVI – XVI» из собрания ГМИИ РТ
Вид Базеля. 1615. (фрагмент). Маттеус Мериан I (1593 -1650)
Офорт на 4 досках;Выставка «Немцы в Казани»:«Видовая немецкая гравюра XVI – XVI» из собрания ГМИИ РТ
С гравюрами Каспара Мериана I (1627-1686), Каспара Мериана II (1627- 1686), Крауса, Иогана Ульриха (1655-1719) и др.
Внутренний вид церкви св. Лаврентия (Лоренцкирхе). 1685. Краус, Иоган Ульрих (1655-1719)
Из серии \"Виды Нюрнберга\", 1694. По рисунку И.А.Графа. Офорт;Выставка «Немцы в Казани»:«Видовая немецкая гравюра XVI – XVI» из собрания ГМИИ РТ
Раритетом коллекции немецких мастеров XVI - XVII ГМИИ РТ считается гравюра на дереве Тобиаса Штиммера (Stimmer, Tobias, 1539- 1584) 1574 года, посвященная Страсбургскому собору. Ее можно увидеть на выставке.
Астрономические часы в Страсбургском соборе. 1574. Тобиас Штиммер (1539-1584)
Гравюра на дереве на двух досках;Выставка «Немцы в Казани»:«Видовая немецкая гравюра XVI – XVI» из собрания ГМИИ РТ
Так как графику в открытой экспозиции можно показывать не более одного месяца, то поспешите увидеть редкое и не часто экспонируемое собрание музея.
«Фарфор Германии»
Скульптура "Дама в кресле" ("Заснувшая"). 1770-е
Автор модели Мишель-Виктор Асье(1736-1779);Мейсенская фарфоровая мануфактура. Фарфор, надглазурная роспись, золочение;Выставка «Немцы в Казани»:«Фарфор Германии» из собрания ГМИИ РТ
Ваза для фруктов с четырьмя фигурами в хороводе вокруг дерева. XIX
Мейсенская фарфоровая мануфактура. Фарфор, рельеф, лепка, надглазурная роспись, золочение;Выставка «Немцы в Казани»:«Фарфор Германии» из собрания ГМИИ РТ
На выставке проекта "Немцы в Казани" - «Фарфор Германии» посетители имеют возможность воочию увидеть предметы культа светской Европы XVIII - XIX вв.
Чашка с крышкой с изображением музицирующих молодых людей на фоне пейзажа. Коне. XVIII
Мейсенская фарфоровая мануфактура. Фарфор, рельеф, надглазурная роспись, золочение;Выставка «Немцы в Казани»:«Фарфор Германии» из собрания ГМИИ РТ
До 1710 года, а именно, до открытия в Саксонии "твердого" фарфора, в состав которого входят фарфоровая глина (каолин) и разновидность полевого шпата (китайский камень), европейцы считали фарфор магическим материалом, родина которого - Китай. Фарфор оставался сокровенной тайной азиатов, раскрыть оную европейцам, долгое время им не удавалось.
Ваза для фруктов с фигурами дамы и кавалера у дерева. XIX
Мейсенская фарфоровая мануфактура. Фарфор, рельеф, лепка, подглазурная роспись кобальтом;Выставка «Немцы в Казани»:«Фарфор Германии» из собрания ГМИИ РТ
Ваза декоративная с крышкой. Втор. пол XIX
Мейсенская фарфоровая мануфактура. Фарфор, рельеф, лепка,декалькомания, надглазурная роспись, золочение; Выставка «Немцы в Казани»:«Фарфор Германии» из собрания ГМИИ РТ
В 1710 году ученый Эренфрид Вальтер фон Чирнгаузен (1651-1708) совместно с алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером (1682-1719) открыли формулу саксонского фарфора.
Чашка с блюдцем / Кофейник с рельефным гофрированным туловом
Чашка с блюдцем с монохромным стилизованным изображением цветущей сливы. Последняя четверть XVIII (?). Мейсенская фарфоровая мануфактура. Фарфор, рельеф, надглазурная роспись кобальтом / Кофейник с рельефным гофрированным туловом с монохромным изображением монохромных цветов (цветы и бабочки), Последняя четв. XVIII(?). Мейсенская фарфоровая мануфактура;Выставка «Немцы в Казани»:«Фарфор Германии» из собрания ГМИИ РТ
И в этот же год в Европе появляется первая фарфоровая мануфактура Мейсен. Изделия Мейсенской мануфактуры становятся мерилом престижности: изящные, роскошные предметы из фарфора могли позволить себе только очень обеспеченные европейцы. Среди заказчиков мейсенского фарфора были коронованные особы Европы, российская знать - Екатерина II, Строгановы, Юсуповы, Карл Фаберже и др. В наше время, Мейсенский фарфор все так же ценен и престижен для коллекционеров.
Это интересно:
- Одно из первых изображений фарфора Meissen запечатлено на картине Жана Этьена Лиотара «Шоколадница», 1744 (Дрезденская галерея);
- В XXI веке на фарфоровой мануфактуре Meissen работают 900 человек, из них 450 художников и скульпторов;
- Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически незаметна;
- Товарный знак - скрещённые синие мечи - эмблема саксонского фарфора Meissen наносится вручную на каждое фарфоровое изделие мейсенской мануфактуры с 1722 года кобальтовой краской под глазурью.
Королевская Берлинская мануфактура
Пластина с портретом Пруской королевы Луизы. Посл. четв. XIX
с картины Густава Рихтера (1823-1884). \"Королева Луиза\". 1879. Берлинская королевская мануфактура. Фарфор, надглазурная росписьВыставка «Немцы в Казани»:«Фарфор Германии» из собрания ГМИИ РТ
В 1761 году промышленник И.Э.Горцковски основал фарфоровую фабрику в Берлине. Для работы на мануфактуре он привлек часть персонала Вегели, нескольких модельеров и художников из Мейсена. В 1763 году король Фридрих II выкупил фабрику. С тех пор ведет свою историю Королевская Берлинская мануфактура.
Вазочка желтая с крышкой. сер. XIX /Супница и блюдо с изображением букетов цветов. 1-я пол. XIX
Берлинская королевская мануфактура. Фарфор, надглазурная роспись /Берлинская королевская мануфактура. Фарфор, надглазурная роспись, золочение;Выставка «Немцы в Казани»:«Фарфор Германии» из собрания ГМИИ РТ
Фирменным знаком Королевской Берлинской мануфактуры стали королевский скипетр и вдавленные под ним буквы КРМ. Фирменной маркировки удостаивается только безукоризненный по качеству фарфор, абы на чем, штамп не ставится. После первого обжига и проверки качества на изделие наносится штамп кобальтово-голубой подглазурной краской, затем фарфор глазируют и подвергают обжигу второй раз. На выставке «Фарфор Германии» несколько витрин вмещают изделия Королевской Берлинской мануфактуры.
Скульптура "Дама с веером". 1887-1900
Тюрингия, Зитцендорф, фирма братьев Войт. Фарфор, надглазурная роспись, золочение;Выставка «Немцы в Казани»:«Фарфор Германии» из собрания ГМИИ РТ
Скульптура "Кавалер", 1887-1900
Тюрингия, Зитцендорф, фирма братьев Войт. Фарфор, надглазурная роспись, золочение;Выставка «Немцы в Казани»:«Фарфор Германии» из собрания ГМИИ РТ
«Художественный мир семьи Визелей»
Андрей Оскарович Визель с внуком Лёней на открытии выставки " Художественный мир семьи Визелей"
Выставка «Немцы в Казани»: «Видовая немецкая гравюра XVI – XVI», «Фарфор Германии» и выставка ГМИИ РТ - «Художественный мир семьи Визелей», 24 марта 2012, ГМИИ РТ, Казань.
На выставке «Художественный мир семьи Визелей» представлено около ста художественных произведений и документальных источников этой семьи (фотографии, генеалогическая карта художников семьи Визелей, публицистический материал).
Издания, содержащие сведения о художниках династии Визелей
Выставка «Немцы в Казани»: «Видовая немецкая гравюра XVI – XVI», «Фарфор Германии» и «Художественный мир семьи Визелей», 24 марта 2012, ГМИИ РТ, Казань.
Леонид Визель возле витрины с работой своей пра-пра-бабушки Александры Эмильевны Визель-Штраус
Выставка «Немцы в Казани»: «Видовая немецкая гравюра XVI – XVI», «Фарфор Германии» и «Художественный мир семьи Визелей», 24 марта 2012, ГМИИ РТ, Казань. \"Богоматерь\" - копия фрагмента алтарного образа Д.Веласкеса \"Коронация Марии\", в виде росписи на фарфоре, выполненная Александрой Эмильевной Визель-Штраус в 1890-х гг.
Посредством экспонатов выставки ведется рассказ о художественной династии Визелей.
А.Э. Визель (Адочка). 1921. Визель Э.О.
Бумага, наклеенная на картон, акварель;Выставка «Немцы Казани»:«Художественный мир семьи Визелей» из собрания ГМИИ РТ
Центральной фигурой художественной династии считается Эмиль Оскарович Визель (1866-1943) - видный художественный и музейный деятель, действительный член Академии художеств. Большинство экспонатов выставки связано с его именем.
Автопортрет. 1922. Визель Э.О.
бумага, карандаш; собственность ГМИИ РТВыставка «Немцы Казани»:«Художественный мир семьи Визелей» из собрания ГМИИ РТ
Репетиция балета. 1930-е. Визель Э.О.
Бумага, наклеенная на картон, акварель, гуашь, белила; Собственность ГМИИ РТ;Выставка «Немцы Казани»:«Художественный мир семьи Визелей» из собрания ГМИИ РТ