Опубликовано на Art16.ru — Культура и Искусство в Татарстане (https://art16.ru)

Главная > Костюмированная интерактивная акция в Национальном Музее РТ — «Ожившая экспозиция»

Костюмированная интерактивная акция в Национальном Музее РТ — «Ожившая экспозиция»

  • Музеи
  • НМ РТ
Ксотюмированное представление

Городская пролётка нач. XXв.
Городская пролётка нач. XXв.

1 августа 2009г. в НМ РТ была проведена костюмированная интерактивная акция «Ожившая экспозиция».

То что в музее «сегодня» происходит что-то необычное, стало понятно уже у входа. У парадной лестницы приветливо улыбаясь, стоят две девушки в белоснежных передниках, приглашая посетелей присоединиться к увлекательному путешествию по экспозиционным залам музея.

Первая остановка в зале «Древней истории Татарстана», где представлены уникальные археологические экспонаты, рассказывающие о жизни древнего населения края. Вот мы находимся внутри жилища именьковской культуры. Для справки: Именьковская культура — археологическая культура раннего средневековья IV-VIIвв., географически расположенная на территории среднего Поволжья.

Встреча гостей музея
Встреча гостей музея

Жилище именьковской культуры представляет собой или углублённую в землю полуземлянку с четырехскатной крышей и обшитыми деревом стенами, или слабо углублённый (на 20-60 см) дом с двускатной крышей и каркасно-столбовой конструкцией стен. Жилище построено без единого гвоздя. Крышу покрывали камышом. Пол был земляной, плотноутрамбованный. Очень часто дом внутри был разделён перегородками, отделяющими друг от друга жилую и хозяйственную части. Дом считался царством женщины, она выполняла различные хозяйственные работы и оберегала домашний очаг. К слову, очаг находился в центре жилища, копоть от него оседала на стенах. Из-за задымлённости, по всей вероятности, этим очагом пользовались в основном в холодный период времени.

У кареты Екатерины II
У кареты Екатерины II

Внутри дома и рядом с ним размещались многочисленные ямы – погреба, зернохранилища, кладовые для утвари, мусорные ямы.

Следующая остановка в зале «Волжская Булгария». Волжская Булгария — государство, существовавшее в X—XIII вв. в среднем Поволжье и бассейне Камы.

Столица Волжской Булгарии город Булгар в X-XIV веках застраивался каменными и кирпичными зданиями; в городе был водопровод. До наших дней сохранились развалины "Черной палаты", Малого минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы, Соборной мечети.

Чеканщик
Чеканщик

Булгария была центром производства и вывоза пшеницы, мехов, скота, рыбы, меда, орехов и изделий различных ремесел выполненные из металла, кожи (шапки, сапоги—«булгари», очень ценились на рынках Востока). Однако основной оборот булгарских купцов составлял торговый транзит между Востоком и Западом. Булгар был известен своим рынком невольников, привозенных из русских земель и северного Поволжья.

Чеканка монет
Чеканка монет

Для осуществления торговых операций в Булгарии с начала X века чеканилась собственная монета — дирхем.

Для удержания международного рынок в своих руках булгарам приходилось часто воевать. Войско булгар —дружина, основу которой составляла конница. Булгарский воин был экипирован кольчугой, шлемом, шитом, копьём, мечём, бронзовым шестопером круглой или грушевидной формы, покрытым шипами и боевым топорм, нкрустированным растительным орнаментом. Такой топор мог иметь только воин из привилегированного сословия.

Подготовка к стрельбе
Подготовка к стрельбе
Оружие воинов Волжской Булгарии

Тактика булгар - это в основном тактика кочевников, не привыкших защищать города. Тактика, расчитанная на внезапность и хитрость. Конная дружина, выезжала вперед и осыпала противника градом стрел, чем нарушала его боевой порядок.

Состязание по стрельбе из лука
Состязание по стрельбе из лука
Оружие воинов Волжской Булгарии

В НМ РТ из овечьей шкуры и деревянных палок воссоздали мишень, которая использовалась в булгарских поселениях для обучения детей стрельбе из лука. Здесь на интерактивной площадке любой желающий мог попробовать себя в качестве стрелка из лука, либо арбалета.

Парадный костюм татарской женщины (нач. XIXв)
Парадный костюм татарской женщины (нач. XIXв)

Следующая интерактивная площадка это «Золотошвейная мастерская». Мастерицы «золотошвейки» демонстриют технику и приёмы золотого шитья. Вышивка наносится на шелковые, бархатные ткани золотыми, реже серебряными, нитями, спряденными на шелковую или льняную основу.

Золотошвейки
Золотошвейки

Расцвет татарской золотой вышивки пришелся на XVIII – XIX века. Ею татары украшали одежду, головные уборы, предметы религиозного назначения, интерьер.

Хозяйка Татарской Золотой кладовой
Хозяйка "Татарской Золотой кладовой"

Совсем рядом расположена экспозиция «Татарская Золотая кладовая». Хозяйка этой экспозиции встречает гостей в парадном женском костюме татарки (нач.XIXв.). Осмотр выставки татарских украшений начинается с височно-нагрудного украшения из коллекции Андрея Фёдоровича Лихачёва (1832-90 гг.). Далее можно увидеть налобные, височные, нагрудные, шейные, поясные украшения, кольца, серьги, накосные украшения, «Чулпы», серьги, браслеты, хасите, коранницы, бывшие в обиходе у татарских женщин в XVIII—XIX вв.

Украшения, исполнены в технике бугорчатой скани, плоской ажурной скани и зернения, богато инкрустированы самоцветами.

Из «Татарской Золотой кладовой» переходим в зал «Казанская губерния в XVIII веке». Здесь представлены письма, документы, предметы дворянского быта, карета XVIII века, мемориальный комплекс Г. Р. Державина, история Татарской Слободы. В этих залах мы знакомимся с эпохой преобразований, начатых Петром I, продолженных Елизаветой Петровной, Анной Иоановной и подытоженных Екатериной II. Центральный экспонат выставки карета Екатерины II.

В 1767 году Императрица всея Руси Екатерина II предприняла путешествие по Волге. Для этой цели в Твери была заготовлена флотилия из 4-х галер, одна из которых под названием “Тверь”, предназначена для императрицы и ее ближайшей свиты. 2 мая флотилия отчалила от пристани города Тверь, направившись вниз по Волге, а вечером 26 мая они прибыли в Казань (макет галеры «Тверь» экспонируется в НМ РТ).

Город встретил Екатерину II очень радушно. Государыня была польщена, и сказала по этому поводу: “Что за город, что за народ, что за прием!” Сойдя на берег она ступила на красное сукно и поразилась, бархатная дорога уходила в самую даль.

Карета дворянская
Карета дворянская

По своему виду, конструкции и отделке карета похожа на экипажи периода правления императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761), изготовленные и привезенные из Франции. Двухместный возок укреплен на кожаных ремнях-рессорах. Украшен рисунками мифологического характера.

Поражают размеры экипажа: его длина достигает 6 метров, высота 2-х метров 80 сантиметров, диаметр задних колес – 1 метр 80 сантиметров. Два мягких кресла в возке обиты тёмно-лиловым бархатом, стены изнутри обтянуты бархатом цвета бордо. На полу войлок, прикрытый кожей. Крыша возка драпирована кожей чёрного цвета, крепко прибитой специальными коваными гвоздями.

Существует мнение, что в мае-июне 1767 г. при посещении Казани императрица Екатерина II путешествовала по городу в этой карете. «У пристани Её Величество, сев в приготовленную карету, изволила пойти сквозь Тайницкие ворота в город прямо к соборной Благовещения Пресвятой Богородицы церкви». «Карета Её Величества в восемь лошадей и у каждой лошади шло по одному конюху, перед цугом шли четыре придворных скорохода и два арапа по трое на стороне. С каждой стороны шло ещё по четыре гайдука. За каретой же взвод кавалергардов...» (газета "Санкт-Петербургские ведомости").

Историки полагали, что при отъезде из города Екатерина II подарила карету архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину. Однако, в описях архиерейского дома она не значилась. В то же время доподлинно известно, что летом 1889 года Казанский архиепископ Павел передал экипаж городской Думе, которая с благодарностью приняла его, а в 1896 году подарила Казанскому городскому музею.

Ист. http://tatar.museum.ru/nm/exp_15.htm

Екатерина села в подаренную ей горожанами карету и медленно проехала в ней через город к соборной Благовещения Пресвятой Богородицы церкви. "Санкт-Петербургские ведомости" сие событие описали так:  «Карета Её Величества в восемь лошадей и у каждой лошади шло по одному конюху, перед цугом шли четыре придворных скорохода и два арапа по трое на стороне. С каждой стороны шло ещё по четыре гайдука. За каретой же взвод кавалергардов».
Уезжая из Казани, Екатерина не взяла с собой эту карету, приготовленную ей городом, а подарила ее архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину. В 1889 году Казанский архиепископ Павел передал ее городской Думе, а Дума, в свою очередь, уже в 1896 году подарила экипаж Казанскому городскому музею.

Городская пролётка нач. XXв.(Карета Эгоист)
Городская пролётка нач. XXв.(Карета "Эгоист")

От кареты Екатерины II мы переходим к не менее интересному экспонату городской пролётке нач. XXв. Пролётка на резиновом ходу, одноконная. Восхищает красота формы и техническое исполнение.

Пролётка выполняла роль такси и вмещала одного пассажира, из-за чего была прозвана «Эгоист».

На этом знакомство с «Ожившей экспозицией» завершается.


Сунгатова Елена. 1.08.2009


Смотреть все фото ->


Источник:https://art16.ru/reportage/2009/08/04/kostyumirovannaya-interaktivnaya-akciya-v-nacionalnom-muzee-rt-ozhivshaya