Алоксандр Фальгьер (1831-1900)
Клеймо литейной мастерской
Париж Бронза Искусственная коричневая патина
Символом состязания (агона) выступал петух, популярная бойцовая птица Еще на архаических воинских щитах изображения петухов симвопизировали кураж, азартность, неустрашимость натиска На панафинейских амфорах петухи часто представлены стоящими на колоннах, фланкирующих фигуру Афины Наиболее ранее упоминание петушиного боя в греческой литературе обнаруживается у Пиндара поэт уподобляет бойцовому петуху атлета Эрготела Гимерского. одержавшего победу в дапьнем беге на играх 470 г до н э Сами же петушиные бои приобрепи популярность у греков незадолго до того В Афинах они даже вошли в программу ежегодного празднества («было постановлено ежегодно в течение одного дня устраивать в театре петушиные бои»), Клавдий Элиан рассказывает в этой связи анекдот о том, как Фемистокл, указав афинским воинам на дерущихся петухов и пояснив, что те «сражаются не за родину, не за отчих богов, не за гроба своих предков, принимают муку не ради славы, свободы или блага детей, но единственно ради того, чтобы победить и превзойти мужеством противника Фемистокл воодушевил афинян Было решено сохранить петушиный бой, воспламенивший дух афинских воинов, дабы и впредь он служил подобным целям». Показательно, что и петух мог быть изображен, как атлет-триумфатор - с пальмовой ветвью победителя.
Изображение петуха на шлеме хрисоэлефантинной статуи фины работы Фидия, установленной в элейском святилище богини, упоминает Павсаний, поясняя, что «петухи - птицы, наиболее склонные к боям».
Добавить комментарий