Полцарства за коня
С 26 января по 23 сентября 2007
года в Центре
«Эрмитаж•Казань» проходила выставка
«“Полцарства
за коня…” Лошадь
в мировой культуре». Экспозиция
включает свыше 600
произведений
живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства,
памятники нумизматики и книги.
Выставка, посвященная теме
коня, впервые демонстрирует на музейных экспонатах не только историю
служения лошади человеку, но и взгляд на историю цивилизации через
призму «конской темы».
Богатейшие
коллекции
Эрмитажа, отражающие
практически всю материальную и духовную культуру с древнейших времен до
наших дней, дали возможность создать экспозицию, охватывающую
необычайно обширный и разнообразный материал, относящийся к разным
эпохам (от I тысячелетия до н.э. - эпохи поздней бронзы и раннего
железа, - до начала XX столетия), и раскрыть тему, показав явление в
его историческом развитии.
На
выставке соседствуют
украшения конской сбруи, выполненные в скифскую эпоху,
уздечные наборы
сарматов и средневековых кочевников степей Подонья и Приднепровья;
античные сосуды и изображения лошадей в миниатюре и пластике, созданные
в различные периоды на Востоке – в Центральной Азии, Иране,
Китае,
Японии.
Тема
коня в искусстве Западной Европы и России
раскрывается в великолепных живописных и графических конных портретах
царствующих особ, в сценах охот, турниров, сражений, а также в
изображениях на самых разнообразных предметах прикладного искусства
–
от шпалер и декоративных скульптурных групп до дамских
шкатулок и
детских игрушек.
Особую группу памятников составляет
амуниция и костюмы наездников, а также нумизматический материал
(медали, ордена, знаки) и книги, связанные с темой выставки.
Верховая
лошадь со всем ее снаряжением – это своего рода образ эпохи и
страны. Сбруя демонстрирует уровень развития технологии и вкусы
общества; тип лошади отражает потребности в ее использовании, выявляя
род занятий и образ жизни людей, а отношение к коню и его место в
иерархии ценностей в известной мере характеризуют духовную культуру.
Образ
коня вплетается в мифы и сказочные сюжеты, занимает важнейшее
место в эпосе разных народов, в религиозных верованиях и священных
ритуалах. Культ коня лежит в основе различных оберегов с его
изображением – от коньков на крышах до ювелирных украшений.
Поясные
пряжки и ожерелья, украшенные головками или фигурками лошадей, имели
охранительную функцию. В мифо-ритуальном контексте конь выступает также
как посредник, связующее звено между разными мирами.
Конь
занимает важнейшее место в мировой культуре. Без коня невозможно
представить развитие евразийской цивилизации.
К выставке «“Полцарства за
коня…” Лошадь в мировой культуре»
научными
сотрудниками Государственного Эрмитажа подготовлен иллюстрированный
каталог (издательство «Славия», СПб., 2007),
состоящий из трех
разделов: «Кони и всадники великих древних культур
Евразии», «Восток и
Запад от средневековья до Нового времени: воины, властители и эпические
герои», «Россия между Западом и Востоком. Война и
мир в XVIII – начале
XX века», словарь терминов и библиографию. Издание предворяют
Вступительное слово Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева и
Вступительная статья директора Государственного Эрмитажа М.Б.
Пиотровского.
|
Дата: 01.01.2007
Содержит: 43 элемента
|