Портрет Людовика XIV Холст, масло. 87,7 х 71,5 см (овал) Поступление: в 1925 году из Юсуповского дворца-музея, Ленинград Инв. № ГЭ 5740
Людовик XIV (1638--1715), король Франции с 1643 года. Гиацинт Риго — блестящий живописец, официальный придворный художник короля. Впервые он пишет Людовики XIV в 1694 году. Принадлежащее Эрмитажу полотно воспроизводит лишь погрудное изображение монарха и восходит к известному большому изображению короля в рост, исполненному в 1701 году (Лувр, Париж). Этот портрет продолжает традиции французского официального парадного портрета. Король-Солнце, которому в 1701 году исполнилось 63 года, изображен в трехчетвертном повороте, величественно стоящим на фоне колонны и роскошных драпировок. На нем мантия из лионского бархата, затканного королевскими лилиями, с горностаевым подбоем. В этой композиции Риго повторяет позу, найденную Ван Дейком для «Портрета Карла I в охотничьем костюме» (Лувр, Париж). Дезалье Д’Аржанвиль в «Живописных прогулках по Парижу» не преминул в связи с этим назвать Риго французским Ван Дейком. Сохранилось очень мало подготовительных рисунков Риго, что удивительно при работе над королевскими заказами. При создании своих портретов, в том числе и официальных, мастер предпочитал делать не рисунки, а эскизы маслом с модели. Это была обычная практика фламандских и голландских живописцев, перенятая и широко применявшаяся Риго, испытавшего их влияние в начальный период своей карьеры. Картина находилась в знаменитом собрании князей Юсуповых, известным высоким качеством произведений, входящих в него. В каталоге Юсуповской галереи (1920) полотно значится как работа неизвестного художника французской школы. Эрнст (1924) определил его как копию с оригинала Риго, в то время известного ему по гравюре Эделинка. Достаточно свободная манера письма, отличия в деталях, тонкая проработка лица изображенного, и подробно, без излишней сухости прописанные детали одежды, позволяют говорить о работе одного из многочисленных художников обширной мастерской королевского живописца, среди которых, зачастую, трудились будущие крупные мастера. После создания больших официальных портретов, как правило, требовались их повторе- ния, обязанность изготовления которых ложилась на живописцев, в тот момент находившихся в мастерской. В Галерее Уффици (Флоренция) находится еще одна аналогич- ная копия (Inv. 994). Литература: Кат. Юсупов 1920, № 175; Эрнст 1924. С. 24.
Н.К. Серебрянная
Добавить комментарий