«Мир искусства» (1898—1924) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, издававшийся с 1898 года членами группы.
Из воспоминаний А.А. Рылова: «В 1898 году в Петербурге появился новый художественный журнал «Мир искусства», издаваемый Сергеем Павловичем Дягилевым. Журнал боевой, задорный, повел борьбу с рутиной, академизмом и в особенности с передвижничеством. Руководителем и присяжным критиком в этом журнале был Александр Николаевич Бенуа. Публика и старые художники встретили журнал «в штыки», а молодые художники оживились и заволновались, почувствовав свежую струю в искусстве.
Тогда же Дягилев открыл в помещении музея Штиглица интересную выставку, тоже под названием «Мир искусства», на которой, кроме нескольких русских художников, были представлены работы финляндских и других иностранных мастеров. В комитет выставок, кроме Дягилева, входили Бенуа и Серов. Из русских художников участвовали: Сомов, Бенуа, Серов, Лансере, Врубель, Бакст, Репин, Васнецов Виктор, Нестеров, Левитан, Коровин, Малютин, Якунчикова, Е. Поленова и еще не помню кто.
Очень интересен был отдел финляндцев: Галлен, Бломстедт, Эдельфельт, Ярне-фельт, Галлонен и другие...»
Издателями журнала выступили княгиня М.К. Тенишева и С.И. Мамонтов, редактором был С.П. Дягилев. С 1902 года Дягилев стал издателем; с № 10 за 1903 годом редактором был также А.Н. Бенуа.
Классический период в жизни объединения пришёлся на 1900—1904 гг. — в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. Художники устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства». После 1904 года объединение расширилось и утратило идейное единство. В 1904—1910 годах большинство членов «Мира искусства» входило в состав «Союза русских художников».
Журнал «Мир искусства» вышел осенью 1898 года, с выходными данными 1899 года. Он вызвал еще больший шум, чем выставка. Установка мирискусников на чистое искусство, свободное от идеологических пристрастий, передвижничества и академизма, казалась заведомо ущербной, что находили и в картинах молодых художников. Аналогичные явления происходили в архитектуре, в поэзии, в театре, что воспринимали как декаденство и что получило определение русского модерна.
«Мир искусства» выходил до 1901 года - один раз в 2 недели, затем - ежемесячно. "Мир искусства" первоначально предназначался лишь для публикации искусствоведческих статей и многочисленных высококачественных иллюстраций. Журнал представлял собою тетради большого формата, переплетавшиеся по полугодиям, что составляло увесистые тома с внешностью богато иллюстрированного и художественно оформленного издания по искусству.
В роскошно представленном художественном отделе, посвящённом произведениям как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И.Е.Репин, К.А. Сомов, В.М. Васнецов и А.М. Васнецов, В.Д. Поленов, В.А. Серов, М.В. Нестеров, И.И. Левитан, К.А. Коровин, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере и многие другие. Это определило необычайно высокий художественно-эстетический уровень издания. Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классический образец русского искусства конца XIX — начала XX веков, как классика стиля модерн.
Константин Коровин с самого начала издания журнала «Мир искусства» участвовал в его оформлении. Первый номер журнала вышел в обложке работы К.А. Коровина.
Константин Коровин с самого начала издания журнала «Мир искусства» участвовал в его оформлении. Первый номер журнала вышел в обложке работы К.А. Коровина.
Добавить комментарий