Государственный музей-заповедник «Остров-град Свияжск» рад представить Вашему вниманию выставку «Верую».
С идеей проведения этой выставки в Свияжске выступил известный казанский график Александр Артамонов. Соглашаясь на реализацию этой идея, лично я, признаюсь испытывал определенные сомнения. С одной стороны – Свияжск безусловный центр Православной культуры, на его территории находится такие значительные памятники как Успенский собор с комплексом фресок 16 века, древнейшая в Поволжье деревянная Троицкая церковь того же периода, действует мужской Успенский монастырь… С другой – идея проведения выставки мастеров работающих в совершенно различных техниках и манерах представляется необычайно сложной задачей, как с экспозиционной точки зрения, так и с точки зрения концепции выставки.
Действительно – тут и резьба по дереву и шитье, горячая эмаль и живопись, графика и декоративно-прикладное искусство. Кажется – еще немного, и выставка будет схожа с многочисленными «ярмарками искусства», которые столь любят проводить различные экспоцентры. Но присмотревшись внимательнее, мне показалось интересным такое, достаточно пестрое объединение авторов и стилей. Их многообразие и различные подходы – не отражение ли это той сложной ситуации с возрождением Православной веры, которую мы наблюдаем в наши дни? Ведь 20 век существенно нарушил не только традицию теологическую, в не меньшей степени повлиял он и на развитие религиозного искусства. Очевидно, что достичь художественной глубины религиозного произведения, конечно можно изредка по наитию, но чаще это все же отражение глубокого погружения в глубины Православной традиции. Но кто из нас может похвастаться уровнем сопричастности к церковной жизни, хотя бы таким, какой был у самого простого православного горожанина в Российской империи, где православие сопровождало человека от рождения до смерти и вне которого большинство россиян себя и не мыслило? Думаю, считанные единицы. Однако, тяга к поискам Бога, попытка соединения с Православием, конечно неистребима в русском человеке.
На этой выставке мы можем увидеть работы на религиозные сюжеты выполненные в достаточно современной манере, и это, на мой взгляд, нисколько не умаляет их достоинства. С другой стороны, зритель может увидеть и образцы более традиционные, такого как православная икона или предметы декоративно-прикладного искусства. В тоже время, и в иконописи представлены работы выполненные как в древнерусском стиле, так и в более реалистичном, близком к традициям 19-20 веков.
Вопрос о дальнейшем развитии иконописной стилистики, его следовании более современным живописным практикам остается, пожалуй, открытым. Окидывая историю развития русской иконы мы убеждаемся, что иконопись не стояла на месте, развиваясь, как в смысле стиля от византийского через барокко к классицизму и модерну, так и в смысле сюжетном. Да и религиозная мысль, отражением которой отчасти являются иконы и фрески не стояла на месте – вспомним хотя бы жаркие богословские споры церковных соборов 16 -17 веков. Сегодня в иконописи мы являемся свидетелями некоего спокойного периода, когда большинство мастеров скорее возвращается к образцам прошлого, к образам и стилям ушедших эпох. Это, думается, вполне оправдывается тем, что на основном протяжении 20 века широко заниматься иконописью в России было невозможно и интерес к прошлому в данном случае вполне понятен и оправдан.Я и сам восхищен многими представленными на выставке иконами написанными по канону, гармоничному, празднично-торжественному, выверенному веками, создающему особый молитвенный настрой, любимому нашим народом. Однако, на мой взгляд нисколько не пострадает суть Православия, если иконописцы будут чуть смелее экспериментировать со стилем иконы, пусть не в массовом порядке и, конечно, соблюдая правило о том, чтобы с водою не выплеснуть ненароком и ребенка. Не умаляя нисколько, а восхищаясь мастерами хранящими вековые традиции русской иконописи, я думаю, что развитие этих традиций, возможно поможет открыть людям живое Православие – не хранилище древностей, не застывшие позолоченные скрижали, а Лозу истинную, и Крест Процветший, то, что имеет отношение ко всем, здесь и сейчас…
Артем Силкин, директор Государственного Музея-заповедника «Остров-град Свияжск»
о. Свияжск, ул. Успенская, д.22, Выставочный зал музея истории Свияжска, корпус 4