19 июня 2014 г. в 16.00 в Зале графики Галереи современного искусства
Государственного музея изобразительных искусств РТ открывается выставка «За сусеки».
На выставке представлены работы художников, которые обычно не предназначаются для обозрения широкой публике. Кураторы выставки Александр Артамонов и Ильнур Сиразиев побудили казанских художников взяться за свои «сусеки» (сусек — ларь для хранения зерна), поскрести по ним и вытащить на белый свет наброски, зарисовки, этюды, эскизы, картоны и другой рабочий материал, который показывает, как сложен и извилист путь мастера, ведущий к созданию шедевра. Независимо от того, к какому виду искусства обращается художник — к живописи, скульптуре или гравюре, этот путь чаще всего начинается с рисунка, выполненного на бумаге разнообразными инструментами и материалами — карандашом, углем, тушью, фломастером, ручкой, сангиной, сепией, акварелью, гуашью и др. Именно поэтому выставка проводится в Зале графики.
В экспозицию вошли работы известных художников Татарстана. Рисунки основоположника татарского изобразительного искусства Баки Урманче (1897–1990): этюды и эскизные наброски, сделанные им во время поездок на Каспий в 1950-е годы, путевые зарисовки 1960-х, варианты иллюстраций к тюркским легендам 1940-х (из частной коллекции). Журнальная графика известного художника-сатирика Юрия Денисова (1943–2001), работавшего в журналах «Чаян», «Салават күпере» и др. (из частной коллекции). Картоны (вспомогательные рисунки, точно воспроизводящие задуманную композицию в размере будущего произведения) Анатолия Егорова (1948 г.р.) к красочным гобеленам, в которых запечатлены символические образы городов Татарстана, отдана дань памяти великих художников республики. Эскизы, подготовительные рисунки и пробные оттиски офортов Александра Артамонова (1958 г.р.), Ирины Антоновой (1960 г.р.), Владимира Пискарева (1962 г.р.) — апологетов гравюры из объединения «Графком». Карандашные наброски Любови Магиной (1958 г.р.), передающие самые первые непосредственные впечатления художницы, а также ее куклы, выполненные с использованием природных материалов и предметов, будто найденных на чердаке.
Своеобразный живописный дневник Виктора Тимофеева (1954 г.р.) — очень личные представления обо всем, что волнует художника, запечатленные щедрой россыпью красочных пятен и мазков на листах ДВП разных форм и размеров.
Художник-монументалист Ильнур Сиразиев (1970 г.р.) экспонирует кальки для монументальных и живописных произведений — уже осуществленных (например, картина «Метро» приобретена московским музеем Мосэнерго), а также еще только задуманных. Серия карандашных зарисовок «Туган авылым» — не просто фиксация мест, с которыми были связаны детские годы художника, но и подспудная работа над новыми станковыми произведениями — выбор сюжетов, героев, композиций, ракурсов, эмоций.
В экспозицию вошли также работы начинающих художников, студентов 5 и 6 курсов филиала МГАХИ им. В. И. Сурикова в Казани, сплоченных Творческим объединением молодых художников при Союзе художников России в РТ под руководством Ильнура Сиразиева. Живописные этюды, академические штудии, подготовительные рисунки для гравюр демонстрируют и освоение профессиональных навыков, и проявления индивидуальности. В работах студентов скульптурного отделения отражается разнообразие материалов и приемов авторской работы скульптора — камень, гипс, пластилин, воск, резьба, лепка, отливка.
Рядом со студентами выставляются и их молодые преподаватели: Вера Карасева (1980 г.р.), Сергей Царев (1985 г.р.), уже снискавшие успех и признание. В арсенале Карасевой несколько наград, среди которых одна из наиболее значимых — Первая премия им. П. П. Чистякова Российской академии художеств (2012). На выставке представлены эскизы и пробные оттиски офортов Карасевой (она тоже входит в группу «Графком»). Царев в 2013 году стали одним из победителей республиканского конкурса к 70-летию Татнефти, получив 2-ю премию за картину «Нефтяники Татарии» (эскиз к этой картине можно увидеть в экспозиции).
Выставка, сформированная только из вспомогательных художественных произведений, которые обычно принято называть творческой лабораторией художника и оставлять за стенами выставочных залов, в Казани проводится впервые и убедительно демонстрирует важность и самоценность этой составляющей творческого процесса.
Ольга Улемнова