С 9 октября 2018 по 10 марта 2019 года в Выставочном центре «Эрмитаж-Казань» работает выставка «Искусство портрета».
ПОРТРЕТ ГРАФИНИ О.Э. ШУВАЛОВОЙ. Франц Ксавер Винтерхальтер 1805
Франц Ксавер Винтерхальтер 1805, Менценшванд, близ Санкт-Блазиена, Южный Шварцвальд, земля Баден-Вюртенберг - 1873, Франкфурт-на-Майне ПОРТРЕТ ГРАФИНИ О.Э. ШУВАЛОВОЙ. Графиня О.Э.Шувалова портреты. Холст, масло Справа внизу подпись и дата: Fr. Winterhalter Paris 1858. 1925 г., из Шуваловского дома-музея, Ленинград; ранее - в собрании графов Шуваловых в Санкт-Петербурге: в собрании сына О.Э. Шуваловой, Павла Павловича Шувалова, в собрании жены сына,Александры Илларионовны Шуваловой,урожденной Воронцовой-Дашковой Кат. № 279
Голова «супруги Вазамара»
Глина; формовка Центральная Азия. Хорезм. Топрак-кала. Высокий дворец, «зал царей» (помещение 32) Середина - вторая половина III в.н.э. Кат. 133
Портрет Луция Вера
Рим 161-169 гг. Мрамор 1924 г., из Павловского дворца-музея;
найден в 1769 г. на вилле Адриана в Тиволи (?); приобретен в 1787 г. императрицей Екатериной II в составе коллекции Лайд Брауна, Лондон; находился в Гроте («Утренней зале») в императорской резиденции в Царском Селе; в период правления императора Павла I перевезен из Царского Села в Павловск Кат. № 71 Луций Вер (130-169 годы, император - с 161 по 169 год) был соправителем императора Марка Аврелия. Один из лучших портретов коллекции, бюст императора Люция Вера, повторяет официальный тип, созданный после военного триумфа по случаю победы над парфянами. Луций Вер изображен в парадных доспехах: панцирь украшен маской Медузы Горгоны, на плече - плащ и пластина с изображением перуна. Автором портрета был скульптор-виртуоз: он блестяще создает иллюзии, добиваясь в обработке поверхности камня поистине живописных эффектов. Художественный стиль эпохи Антонинов достигает в этом портрете совершенства, особенно в передаче фактуры: тугих завитков роскошной шевелюры, пушистых усиков и бровей. Луций Вер правил всего 8 лет. Будучи младше своего соправителя, он
Портрет императора Филиппа Араба
Рим 244 - 249 гг. Мрамор 1850 г., из Таврического дворца, Санкт-Петербург;
найден в 1769 г. в Риме; приобретен императрицей Екатериной II в 1787 г. в составе коллекции Лайд Брауна, Уимблдон, Лондон; находился в Гроте («Утренней зале») в императорской резиденции в Царском Селе; в 1802 вместе с другими антиками перевезен в Таврический дворец, Санкт-Петербург Кат. № 75 Филипп Араб (204 - 249 годы; император - с 244 года), относится к группе портретов «солдатских императоров». Он относится к периоду римской истории, который называют «кризисом третьего века», времени, когда правители быстро сменяли друга и, будучи незнатного происхождения, приходили к власти в результате военного переворота. Филипп Старший, прозванный Арабом, происходил из Аравии. Филипп был назначен соправителем Гордиана III, а в 244 году, после его убийства, провозглашен сирийскими легионами императором. Придя к власти, император быстро столкнулся с восстаниями, вспыхнувшими в разных уголках империи. Во время одного из них войско провозгласило императором другого полководца, и в 249 году Филипп был убит. Впечатляющий образ Филиппа - первый в
Медальон с изображением императора Тита
Медь, эмаль, дерево; роспись гризайльная. позолота Франция Круг Пьера Куртейса Надпись по кругу: CAESAR IMP TITVS 1885 г., из коллекции А.П. Базилевского. Париж Кат. № 224
Алексей Федорович Зубов 1682/1683, Москва - 1751, Москва Питер Пикарт 1668/1669, Амстердам - 1737, Санкт-Петербург ПетрI на коне
1707/1708-1721 гг. Оттиск второй половины XVIII в. Бумага; офорт, резец Внизу справа: Грыдоровалъ намЬди АлеИЬи Зубовъ. Под изображением: ПЕТРЪ ВЕЛИК1И НТЕЦЪ ОТЕЧЕСТВА. 1МПЕРАТОРЪ ВСЕ РОСС I ИСК I И. Кат. № 321
Неизвестный художник ПОРТРЕТ ЧИНОВНИКАС ЖЕНОЙ. Хатыны белэн тура портреты. Шелк, тушь, краски Китай XVI-XVII вв. Кат. N* 144
Семейная пара изображена фронтально, статично, без желания вступить в контакт ни со зрителем, ни с художником. На обоих надето официальное платье. Красный цвет халатов, как и нагрудно-наспинный знак - буфан, был отличительной особенностью «форменных» костюмов династии Мин (1368-1645). На буфане вышиты серебристые фазаны среди пионов и так называемый облачный узор. Фазан был форменным знаком гражданского чиновника пятого ранга. Яшмовый пояс дополнял костюм мужчины и тоже являлся принадлежностью «формы» чиновника. Вероятно, портрет написан в честь заслуг чиновника на служебном поприще.
Церемония открытия девятнадцатой по счету выставки, привезенной из Государственного Эрмитажа в казанский филиал, состоялась 9 октября 2018 года. С момента открытия прошло полтора месяца. Выставки из запасников и экспозиций Государственного Эрмитажа для Казани очень ценны. Они дают возможность предаться созерцанию шедевров: увидеть их, ознакомиться с историей и мировой культурой.
Открытие выставки "Искусство портрета"
Открытие выставки "Искусство портрета"
Открытие выставки "Искусство портрета"
Светлана Борисовна Адаксина, Мариям Магомедовна Дандамаева
Открытие выставки "Искусство портрета"
Проект Государственного Эрмитажа "Искусство портрета" включает более 400 экспонатов разнообразной направленности. В сборе экспонатов для казанской выставки приняли участие восемьдесят хранителей сокровищницы Государственного Эрмитажа. Куратор выставки, Трофимова Анна Алексеевна, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.
Часть стелы Харемхеба
Египет Царствование Тутанхамона, третья четверть XIV в.до н.э. Саккара, некрополь Нового царства, гробница Харемхеба Известняк Кат. № 9
Маска на голове женщины
Гипс, кость, волосы III - IV вв.н.э. 1969 г., Южная Сибирь, Республика Хакасия. Оглахтинский могильник, могила 4, из раскопок экспедиции М ГУ под руководством Л.Р. Кызласова Кат. № 1
Портретная погребальная маска
Золото; басма Северное Причерноморье.Боспор III в.н.э. 1837 г., некрополь Пантикапея, погребение с золотой маской, раскопки А. Б. Ашика Кат. № 81
Экспозиция развернута в пяти залах Центра «Эрмитаж-Казань». Традиционно залы к новой выставке позоно выкрашены в разные цвета. На этот раз, новый цвет символизирует очередной период в развитии портретного искусства: До-портретное искусство и искусство Древнего Египта (XX в. до н.э.– I в.н.э.); Искусство Античного мира и раннего Средневековья (VI в. до н.э. – X в.н.э.); Искусство Западной Европы, Востока и России Нового и Новейшего времени (XV– XXI вв. н.э.).
Знакомясь с экспозицией, посетитель выставки может узнать много интересного о жанре портрета.
Портрет Демосфена
Римская копия первой четверти II в. н. э.с греческого оригинала 280 г. до и. э. скульптора Полиевкта Мрамор 1862 г., из коллекции Дж.-П. Кампан Кат. N® 55
Демосфен (584 - 522 годы до н.э.) был одним из величайших ораторов древности, мастером политических речей, слава его дошла до наших дней. Поначалу Демосфен выступал в суде, будучи помощником прокурора, но постепенно приобщился к политической деятельности и стал ведущим афинским политиком. Он рано осознал опасность действий Филиппа Македонского и возглавил патриотическую антима-кедонскую партию, выдвинув лозунг национального единства греков «в борьбе против северного варвара». Демосфену удалось добиться осуждения и изгнания противника, промакедонского политика Эсхина,прославленной речью «О венке». В 525 - 524 годах до н. э. Демосфен был осужден по обвинению в получении взятки от правителя Вавилона, после чего покинул Афины. После смерти Александра Великого Демосфен вернулся и снова предпринял попытку организовать жителей Пелопоннеса на сопротивление Македонии.Эта «Ламийская война» закончилась поражением греков,Демосфен бежал на остров К
Портрет Митридата Евпатора
Пергамская школа I в. до н. э. Мрамор Кат. № 36
Скульптура представляет собой вариант популярного портрета царя Понтийского царства Митридата Евпатора. созданного в Пергаме в 80-х годах I века до н.э. В драматическом образе правителя подчеркнуто внешнее сходство с Александром Великим - реальное или частично вымышленное мастером. Также выдвигалось предположение, согласно которому в этом скульптурном портрете Митридат был представлен в образе Геракла: срезанный затылок и верхняя часть головы объясняются отсутствующим головным убором, каковым могла быть накидка из львиной шкуры. Судя по обрезу шеи, голова была выполнена для скульптуры отдельно, и вставлена в специальную выемку. Этот тип портрета стал определяющим в иконографии Митридата VI.
Портрет Антиноя
Рим. 130-138 г.н.э. Мрамор 1850 г., из Таврического дворца, Санкт-Петербург;
найден Г. Гамильтоном в 1769 г. на вилле Адриана в Тиволи; приобретен императрицей Екатериной II в 1787 г. в составе коллекции Лайд Брауна, Уимблдон, Лондон; находился в Гроте («Утренней зале») в императорской резиденции в Царском Селе; в 1802 г. вместе с другими антиками перевезен в Таврический дворец, Санкт-Петербург Инв.№ ГР-1708 Кат. №69 Голова портретной статуи, изображавшей Антиноя, фаворита императора Адриана (117-138 годы). Крылья на голове.атри-бут Гермеса, были добавлены реставратором в XVIII веке. Антиной-прекрасный юноша, грек, родом из Вифинии, погиб во время путешествия с императором в Египет в 130 году. По одной из версий он совершил ритуальное самоубийство. После смерти Антиноя Адриан основал в Египте на месте гибели юноши город Антинополь,а также учредил официальный культ. Юноше поклонялись как Осирису, Аполлону, Дионису, Адонису и Гермесу. Множество статуй Антиноя украшали виллу Адриана в Тиволи близ Рима; эрмитажный портрет был найден при раскопках этой виллы в 1769 году. Увлечение классической Грецией было присуще
Портрет римской дамы (возможно, Констанции)
Рим Ок. 310-313 гг. Мрамор 1852 г., из собрания семьи Лаваль Кат. № 77
Портрет изображает знатную римлянку из семьи императора Константина I (306 - 337 годы). Предположительно, это Констанция (293-330 годы) - сестра Константина и жена императора восточных провинций Лициния (308 - 324 годы). Она стала женой Лициния в 314 году и имела от него сына - Лициния Младшего. Устранив других тетрархов. Лициний и Константин I некоторое время управляли империей единолично, но вступили в войну, Лициний отрекся от престола и впоследствии был задушен по приказу императора. Памятник относится к последнему, позднему, периоду Римской империи, когда христианство стало единственной официальной религией. Констанция была христианкой, как многие знатные римлянки в то время. В ее портрете отразились новые черты, характерные для искусства «переходной» эпохи - усиление фронтальности, статичность и схематизм. Подчеркнутая симметрия создает ощущение торжественной неподвижности. Теперь вся экспрессия лица концентрируется на огромных глазах. Их застывший взгляд направлен в бесконечность, символизируя связь не с миром зрителя,а
Портрет Ливии, жены императора Августа
Рим 14-29 гг. Мрамор 1850 г., из Царского Села Кат. №65
Ливия Друзилла (58 год до н.э,- 29 год н.э.) была женой императора Октавиана Августа. По словам римского историка Тацита, "она была страстно любящей матерью, снисходительной супругой и хорошей помощницей в хитроумных замыслах мужу". Античная традиция приписывает Ливии немало злодеяний: властная и честолюбивая, она устранила законных претендентов на престол и была причастна к смерти внуков Августа - Гая и Люция, и Август вынужден был усыновить Тиберия, сына Ливии от первого брака. Известно, что Август придавал большое значение династическому культу, в котором особая роль отводилась женщинам. Ливия почиталась как Церера, Юлия Августа, ей воздвигались портики и алтари. Портреты императрицы представлены в резных камнях и на монетах, в аллегорических сценах на монументах. В эрмитажном бюсте Ливия изображена жрицей культа императора Августа. На ее голове жреческий венок из колосьев и повязка из шерстяных нитей. Как было принято в официальном портрете правления Августа. Ливия представлена молодой и прекрасной. Ее лицо с большими глазами и
Портрет Ливии, жены императора Августа
Рим 14-29 гг. Мрамор 1850 г., из Царского Села Кат. №65
Ливия Друзилла (58 год до н.э,- 29 год н.э.) была женой императора Октавиана Августа. По словам римского историка Тацита, "она была страстно любящей матерью, снисходительной супругой и хорошей помощницей в хитроумных замыслах мужу". Античная традиция приписывает Ливии немало злодеяний: властная и честолюбивая, она устранила законных претендентов на престол и была причастна к смерти внуков Августа - Гая и Люция, и Август вынужден был усыновить Тиберия, сына Ливии от первого брака. Известно, что Август придавал большое значение династическому культу, в котором особая роль отводилась женщинам. Ливия почиталась как Церера, Юлия Августа, ей воздвигались портики и алтари. Портреты императрицы представлены в резных камнях и на монетах, в аллегорических сценах на монументах. В эрмитажном бюсте Ливия изображена жрицей культа императора Августа. На ее голове жреческий венок из колосьев и повязка из шерстяных нитей. Как было принято в официальном портрете правления Августа. Ливия представлена молодой и прекрасной. Ее лицо с большими глазами и
Антон фон Марон 1733, Вена - 1808, Рим ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ, Холст, масло Кат. № 177
Римский скульптор конца XVI в. МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ, Мрамор, Кат. № 200
Мастерская Антонио Раджи портрет АНТОНИО, Терракота (с мраморным подножием) Кат. № 201
Диего Веласкес де Сильва, школа МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ Ок. 1640 г. Холст, масло Кат. № 172
----------------------------
Якоб Иордане 1593, Антверпен -1678, Антверпен ПОРТРЕТ СТАРИКА 1637 г. Холст, масло 1772 г., из собрания Кроза, Париж; ранее - собрание Пьера Кроза, Париж; с 1740 - собрание Луи Франсуа Кроза, маркиза дю Шателя; с 1750 - Луи Антуана Кроза, барона де Тьера (умер в 1770), у наследников которого был приобретен Екатериной II Кат. № 170
----------------------------
Джулио Кампи (?) Ок. 1500, Кремона - 1572, Кремона МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ Холст, масло 1772 г., из собрания Л.А. Кроза, барона де Тьера, Париж; ранее -собрание П. Кроза, Париж Кат. № 166
Франсуа Анри Мюляр 1769, Париж - 1850, Париж ПОРТРЕТ БЮФФОНА, Холст, масло На обороте надпись и дата: М. deBuffon / morten 1788./ parMullard / SlevedeDavid / en 1790. Кат. № 175
------------------------------
Мари Луиз Элизабет Виже-Лебрен 17S5, Париж -1842, Париж ПОРТРЕТ КНЯЗЯ А.Б.КУРАКИНА Холст, масло 1923 г., из собрания Е.П. и М.С.Олив в Петрограде; ранее -собрание графа ФАКуракина, Москва; после 1905 -собрание Е.П. и М.С.Олив. Петербург. Кат. N* 174
Жан-Антуан Гудон 1741, Версаль - 1828, Париж Портрет Вольтера
Модель 1778 г. Время создания данного экземпляра первая половина XIX века. Бронза. Ножка бронзовая, круглая профилированная, прикрепленная к прямоугольному мраморному постаменту. Кат. № 204
Якоб Матам 1571, Харлем - 1651, там же АВТОПОРТРЕТ ХЕНДРИКА ГОЛЦИУСА Ок. 1617 г.
Гравюра резцом по оригиналу Хендрика Голциуса Надписи: внизу HENDRICK GOLTIUS. Кат. № 184 Хендрик Голциус (1558-1617). Рисовальщик, живописец и один из самых выдающихся граверов в истории искусства. Первые навыки получил от отца, живописца по стеклу. Около 1575 года стал учеником незаурядного гравера Дирка Коор-нхерта, переехал в Харлем, где сошелся с Филиппом Галле, в издательстве которого публиковал свои первые работы. В 21 год женился на состоятельной вдове Адриана Матама, обретя и 8-летнего пасынка Якоба, в будущем гравера - автора экспонируемого листа. Голциус жил и работал главным обрезом в Харлеме, где основал издательство и открыл большую мастерскую с учениками. Профессионально и дружески был свя- зан со знаменитым издателем Плантеном.В 1600 году возглавил Харлемскую Академию. Был в Италии. В созданных по возвращении работах демонстрировал высочайшую технику исполнения, не уступающую Дюреру и Луке Лейденскому. В 1595 году получил королевскую привилегию на печатание своих гравюр. В возрасте
Рембрандт Харменс ван Рейн
1639 г. Офорт, сухая игла 1-е состояние из двух, оттиск 205 х 163 мм, лист 205 х 163 мм Подпись и дата: Rembrandt f / 1639 2-е состояние из двух, оттиск 205 х 163 мм, лист 187 х 163 мм (лист обрезан сверху) Подпись Рембрандта в верхнем левом углу прорисована черными чернилами пером (позднее добавление) Кат. № 181
Пауль Понтиус 1603, Антверпен - 1658,там же АВТОПОРТРЕТ ПИТЕРА ПАУЛЯ РУБЕНСА 1630
1630 г. Гравюра резцом с живописного оригинала П. П. Рубенса Вверху посередине М DC XXX; внизу PETRVS PAVLVS RVBENS.; ниже Paulus Pontius sculpsit, / et excudit.(cneea). Cum Priuilegio (справа) (Пауль Понтиус гравировал и издал с привилегией) Кат. № 189
Огюстен Пажу (с оригинала) 1730, Париж - 1809, Париж Пьер-Филипп Томир 1751, Париж - 1843
Бюст великого князя Павла Петровича
Бюст великого князя Павла Петровича Венская фарфоровая мануфактура Модель скульптора Антона Грасси (AntonGrassi) Начало 1780-х Бисквит (неглазурованный фарфор); ножка -глазурованный фарфор Кат. №210
Неизвестный художник СЕМЬЯ ЧИНОВНИКА ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА1840-е гг. Холст, масло Кат. № 318
Луиджи Бьенеме 1795, Каррара - 1879, Рим, ПОРТРЕТ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I
Мрамор Подпись и дата сзади на обрезе бюста: L. Bienaime f. Roma 1846 1925 г.,из Государственного Русского Музея; ранее - в собрании великого князя Николая Николаевича старшего Кат. №284 Портрет императора Николая I работы итальянского ваятеля Луиджи Бьенеме является прекрасным примером официального парадного портрета классического стиля. Царь представлен одетым в панцирь, украшенный маской Медузы, и в тогу. Легкий поворот головы к правому плечу должен свидетельствовать об активном и энергичном характере,свойственном царю. Черты лица кажутся идеализированными и приближенными к образцам красоты античности. Этот портрет, подписанный автором и датированный 1846 годом, имеет свою интересную историю. В декабре 1845 года в Риме побывал Николай I, который охотно посещал мастерские скульпторов и покупал у них произведения. Несколько заказов тогда получил и Бьенеме. В знак благодарности мастер создал бюст царя, используя сделанный с натуры портрет работы Даниэля Рауха, и подарил его императрице Александре Федоровне, супруге Николая I. Этот бюст был принят благосклонно в целом, хотя лавровый венок н
Пьетро Тенерани 1789.Торано - 1869, Рим ПОРТРЕТ ПАПЫ ГРИГОРИЯ XVI. 1839 Мрамор
Подпись и дата сзади на обрезе бюста: Р ТЕNERANI MDCCCXXXIX 1840 г., доставлен в Зимний дворец в Петербурге из мастерской скульптора в Риме Кат. № 283