С 7 марта по 17 апреля 2018 года в Музее А.М. Горького и Ф.И.Шаляпина работает выставка "Пакт Рериха. История и современность".
Международный выставочный проект в Казани представляют: Международный Центр Рерихов, Министерство культуры РТ, Национальный музей Республики Татарстан, Музей А.М. Горького и Ф. И. Шаляпина, Татарстанское рериховское культурное объединение.
В залах музея представлена экспозиция раскрывающая тему "Пакт Рериха. История и современность". Экспозиция собрана из репродукций картин Н.К. Рериха, планшетов с историческими фотографиями и документами.
Международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников подписан 15 апреля 1935 года в Белом Доме (г. Вашингтон, США) в присутствии президента США Ф. Рузвельта и представителей 20 стран Латинской Америки. Пакт Рериха, предложенный Миру русским ученым, философом, художником, путешественником Н.К. Рерихом, явился первым международным договором, выдвинувшим идею защиты ценностей культуры.
ИСТОРИЯ ПАКТА РЕРИХА
В 1929 году в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г.Г.Шклявером Н.К.Рерих подготавливает и публикует на нескольких языках проект Пакта о защите культурных ценностей. М.А.Таубе - Первый представитель России в Постоянной Палате Третейского суда в Гааге, также принимает активное участие в продвижении Пакта Рериха и организации его подписания, возглавляет Французский Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира. Комитеты Пакта и Знамени Мира для продвижения идей Пакта создаются в Нью-Йорке, Париже и Брюгге.
Во многих странах создаются общества в его поддержку. Ромен Роллан и Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс и многие другие известные деятели культуры поддержали идею Н.К.Рериха. Проект Пакта получил всемирное признание.
В 1931 году в г. Брюгге состоялась Первая международная конференция, посвященная Пакту Рериха, на которой был разработан план пропаганды идей Пакта. В 1932 году там же прошла Вторая международная конференция, где было принято решение об обращении ко всем странам с призывом признать за Пактом силу международного документа. В работе конференции приняли участие представители 22 стран.
Третья Международная конференция состоялась в Вашингтоне в ноябре 1933 года. Она была поддержана 35 странами, которые рекомендовали подписание Пакта правительствам всех стран.
15 апреля 1935 года в Белом Доме, в присутствии президента Рузвельта, Соединенными Штатами Америки и представителями 21 американской республики был подписан «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха). В рамках Договора был утвержден предложенный Н.К.Рерихом отличительный флаг для идентификации объектов охраны, представляющий собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами, получивший всемирную известность как Знамя Мира.
Международный Центр Рерихов занимается продвижением Пакта Рериха. В 2012 году им совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов был создан данный проект. Открытие положено выставкой в шатаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (Франция). В 2013 году - проект прокатился по странам Латинской Америки, его увидели жители Аргентины, Уругвая, Чили и по Европе (Берлин, Женева). В 2014-15 гг. - выставочный тур по странам Европы, Америки и Азии. 2018 г. - Казань (Татарстан).
Международный выставочный проект направлен на популяризацию миротворческих идей. Охрана художественных и научных учреждений и исторических памятников была и остается актуальной проблемой нашего времени. Стоит только вспомнить разрушения Первой и Второй мировых войн, Афганистан, Сирию; безвозвратно потерянные в мирное время, результате процесса урбанизации, памятники культуры и архитектуры. Выставка несет воспитательное значение.
Один из разделов выставки посвящен Знамени Мира - знамя защиты культурных объектов в военное и мирное время. Там где развивается Знамя Мира - территория неприкосновенности объектов культуры. Николай Константинович называл Знамя Мира Красным Крестом Культуры. На белом фоне в круге красно-розового (амарантового) цвета размещены три соединенные между собой сферы того же цвета, символизирующие триединство. Знак триединства Николай Константинович видел на многих памятниках культуры.
Фрагмент статуи Уты. Собор Св. Петра и Павла. Наумбург, Германия, XIII век/Фрагмент изображения Тамерлана XIV в.
Фрагм. храма Дарджилинг. Индия / Буддийский храм в Южн Корее
Матео Джованни. Мадонна с младенцем. Деталь, 15 в / Ханс Мемлинг. Христос с ангелами славящими Бога Отца. 1475 г.
Церков. Бельгия / Мечеть. Каир
Скифо-сарматские древности 3-2 вв. до н.э. / Кельты. 1 тыс. до н.э. Шотландия, Неолит
Часовня Св.Бернарда, Австрия 6-7 вв. / Успенская трапезная церковь Спасо-ефимиева монастыря, Суздаль 17 в.
Идея триединства родилась у Рериха при просмотре "Троицы" А. Рублева.
Андрей Рублев. Троица. 15 в.
Триединство важнейших понятий эволюции: прошлого, настоящего и будущего; человека, планеты и космоса; искусства, науки и религии. Знамя Мира присутствует на многих работах Рериха.
Н.К. РЕРИХ. «СВЯТАЯ СОФИЯ-ПРЕМУДРОСТЬ». 1932 (репродукция)
В творчестве Н.К. Рериха отразилась тема разрушения исторических памятников. Плакат 1914 года "Враг рода человеческого" на нем можно прочесть надписи: "Множество народа яростно погубил", "Многие города воровски порушил". Плакат, осуждающий разрушение памятников культуры во Франции и Бельгии, был разослан в действующие части русской армии.
Собор в Реймсе во время Первой мировой войны
В предвоенное время, накануне первой мировой войны Н.К.Рерих создает серию пророческих работ. Предчувствует, что грядет война, будут разрушения, надо защищать памятники культуры. Одна из его работ " Меч мужества" (1912 год) - люди спят, не предчувствуют беду, только Ангел стоит на страже. Другая работа того же цикла работ "Зарево" (1914), посвящена королю Альберту (Бельгия) первому из европейских правителей, поддержавших Пакт Рериха.
Несколько работ посвящены житию Сергия Радонежского: Святой Сергий Радонежский (1932), Сергий строитель (1924) и др. Мораль этих работ такова: "Чтобы духовно подняться, надо трудиться".
Н.К. Рерих. Сергий сторитель. 1925
Интересна картина Н.К. Рериха космического плана "Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат" (1934).
Н.К. РЕРИХ. «НЫНЕ СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ С НАМИ НЕВИДИМО СЛУЖАТ». (ПАСХАЛЬНАЯ НОЧЬ)
Один раздел экспозиции посвящен печальной странице истории Международного Центра Рерихов. В апреле 2017 года МЦР был выдворен из усадьбы Лопухиных (примеч: в ноября 2015 года усадьба Лопухиных перешла в федеральную собственность и была передана Государственному музею Востока). Судами оспорить это решение Международному Центру Рериха не удалось.
На выставке представлены издания Международного Центра Рерихов.