12 февраля 2012 Года в Выставочном зале «Манеж» открылась выставка «Ниже Нижнего».
Это первая передвижная выставка по городам Поволжья. Впереди: Киров, Ижевск, Чебоксары, Саратов, Энгельс, Самара.
Выставочный проект получился многослойным и глубоким. Он сквозит иронией, заставляет задуматься о том, что мы вообще знаем о краеведении, о месте где родились, о природе этих знаний.
В основе проекта лежит слово — книга «Ниже Нижнего». Она была написана под впечатлением теплоходного круиза по Волге.
«Ниже Нижнего» — совместный труд Эдуарда Абубакирова, Евгения Стрелкова и Вадима Филиппова. Авторы выступили в роли первооткрывателей: вдумчиво, не упуская деталей, изучили историю городов Поволжья и их жителей, попытались честно и скрупулезно все зафиксировать. Убрав информационный мусор (исторические мифы и обыденные клише), дали истории свою интерпретацию. Получилась крайне занимательная и смешная книжка.
Далее стал вопрос о том, как довести этот писательский труд до читателя?
Провести презентацию, или сделать выставку? Остановились на выставке. Банально делать выставку-иллюстрацию к книжке не хотелось.
Участникам проекта было предложено перевести эти тексты на другой язык, визуальный. Многие из сюжетов книги прекрасно подошли для визуализации, причём в самых разных жанрах и формах — от макета или музейной реконструкции до видеоролика или инсталляции.
К работе были привлечены художники: из Саратова (Алексей Трубецков), Ижевска (группа «Город Устинов»), Казани (Ильгизар Хасанов), Энгельса (Александр Капернаумов), Екатеринбурга («Куда бегут собаки»). Для многих из них это было первым серьёзным опытом работы с локальной историей. Костяк выставки — произведения нескольких московских и нижегородских авторов (Евгений Стрелков, Андрей Суздалев, Ольга Хан, Николай Селиванов, Валерий Корчагин, Сергей Прокофьев, Андрей Митенев, Наталья Куликова, Евгений Гриневич)
Художники с энтузиазмом отнеслись к возможности визуальной интерпретации текста книги.
Андрей Митенёв, Москва. РЫБИЙ МЕХ
Работа значительно дополняет сведения, приведённые в новелле «На рыбьем меху. Художник разворачивает собствен- ный мифологический сюжет - историю загадочно исчезнув- шей популяции шерстяной рыбы, обитавшей некогда в бассейне Волги. В то же время книга художника (созданная «на основе материалов, собранных автором в ходе изучения архивов») представляет собою мистификацию семейной истории, в ко- торой обыгрывается известная тема «легендарного предка».
К сюжету -На рыбьем меху- (Рыбинск)
Валерий Корчагин, Москва. ШЕРСТЬ И КАРТОФЕЛЬ
Книга художника, ассамбляж. 2014
Полуистлевший архив, найденный на чердаке старого дере- венского дома в Самарской области, приоткрывает тайну личности его владельца - Ивана Скотинина. Страховые свидетельства, платёжные квитанции, справки и обязательства - все документы указывают на то, что их хозяин - рядовой труженик-животновод, мирный советский крестьянин. Но тот ли он, за кого себя выдает? И какую страшную правду скрывают стены старого дома? Работа создана в жанре «художественного расследо- вания». Зрителю/читателю предстоит погрузиться в текст, и, распутав все хитросплетения авторской мифологии, в конце удивиться неожиданной развязке.
ИГРУШКИ ГОРОДА ВЫКСЫ. Ольга Хан при участии Андрея Митенёва. Москва. Скульптурная серия, 2013
Ольга Хан. Москва
ИГРУШКИ ГОРОДА ВЫКСЫ
Ольга Хан
при участии Андрея Митенёва Москва
Скульптурная серия, 2013
Серия минималистических скульптур из сварного металла отсылает к немудрёным самодельным игрушкам, которыми наши предки развлекали ребятню, с учётом удивительных сообщений о металлургических достижениях Выксы.
Работая на контрасте между трогательностью детства и брутальной основательностью, «весомостью», автор наделяет эти «игрушки» новыми смыслами, обыгрывая распространённые народные представления о «людях-исполинах» нашего сказочного прошлого.
К сюжету «Железная воля»(Выкса)
ИГРУШКИ ГОРОДА ВЫКСЫ. Ольга Хан при участии Андрея Митенёва. Москва. Скульптурная серия, 2013
Серия минималистических скульптур из сварного металла отсылает к немудрёным самодельным игрушкам, которыми наши предки развлекали ребятню, с учётом удивительных сообщений о металлургических достижениях Выксы.
Работая на контрасте между трогательностью детства и брутальной основательностью, «весомостью», автор наделяет эти «игрушки» новыми смыслами, обыгрывая распространённые народные представления о «людях-исполинах» нашего сказочного прошлого.
К сюжету «Железная воля»(Выкса)
РУССКИЕ ЛЮМЬЕРЫ. Андрей Суздалев. Москва. Инсталляция, 2014
Переносной ящик с «волшебными движущимися картинками» - на рубеже Х1Х-ХХ веков с подобными приспособлениями могли бы ходить по ярмаркам бродячие «показчики» (что-то среднее между офенями и шарманщиками), разнося достижения угличских «люмьеров» (из одноимённой новеллы).
Ограничения технологии, разумеется, диктуют и выбор сюжетов - минимапистичных, узнаваемых, радостно считываемых «целевой аудиторией» подобных зрелищ, первыми зрителями: «Мужики дерутся», «Бабы у колодца», «Смерть царевича Дмитрия» (в официальном и подпольном изводах).
И, конечно, подобная технология в значительной мере предполагает «интерактивность». В графических листах зритель может попробовать сам «прочесть» простейшие движения, а анимированные примеры на экране позволяют увидеть, как это работает.
ТРЕТЬЯ ИДЕЯ. Евгений Стрелков. Нижний Новгород Инсталляция. 2014
видеомонтаж: Дмитрий Хазан, музыка: Игорь Колесов
При разработке водородной бомбы в 1950-е годы на закрытом научном полигоне Арзамас-16, занявшем Саровский монастырь, была сформулирована «третья идея». Именно так засекретил её в своих дневниках один из главных разработчиков бомбы академик Андрей Сахаров.
Суть «третьей идеи» - использование мощного рентгеновского излучения атомного взрыва для запуска термоядерной реакции в бомбе.
В результате серии модельных подземных взрывов на полигоне был повреждён и вскоре разобран Успенский собор бывшего монастыря, иконостас собора был уничтожен.
Словно просвеченные рентгеном фигуры деисусного чина исчезнувшего иконостаса - и напоминание об этой драматичной истории, и метафора всепроникающего света, идущего от Спасителя.
ИЖЕВСКАЯ РУДА. Микро-арт-группа «Город Устинов» Ижевск. Микро-инсталляция из оружейных гильз. 2008-2014
Город Устинов просуществовал всего 900 дней. Сегодня-это город Ижевск. Как место на карте Устинов не существует, но напоминание о нём осталось в паспортахулюдей, родившихся в этот период. Участники арт-группы родились именно тогда и связывают своё творчество с местом, которого уже нет.
Художники, проживающие в огромной экстенсивной стране, работают в условном направлении «микро». Это и размер объектов, и порой кратковременность их существования, и микрокоммуникации - уровень личных контактов в процессе создания и показа работ. Основная цель микро-арт-группы - научиться чувствовать и ценить пространство, начиная с мельчайших его частиц. Для восприятия микропроизведений требуется сконцентрировать внимание, уделить время, а иногда принять участие, чтобы осуществилось добровольное погружение в пространство, которое на первый взгляд кажется мелким.
Проваливаясь «между» частицами, взгляд попадает в пустоту, где особенно чувствуется значение и соединительная тотальность отсутствия. Нечто, зарождаясь в ответ и внутри пустоты, становится её воплощением.
КОСМОДЕМЬЯНСКИЙ ЧЕЛОВЕК. Михаил Волохов и Елена Зубцова. Москва. Инсталляция. 2014
Темны и туманны казались порой для современников мысли русских просветителей-распредметников Козьмы и Дамиана. Как некогда в пифагорейской школе, в их образовательной системе в качестве символов использовались простые геометрические фигуры: квадраты, круги, треугольники, кресты.
Реконструкции говорят о том, что обучение грамоте шло путём запечатывания предметов домашнего обихода, домашних животных и всяких других предметов и живых существ, включая самих учеников, различными геометрическими символами. Для этого использовались штампы и набор специальных образовательных таблиц «весьма великого размера». Система эта, как и таблицы, по первым буквам из тридцати девяти литер, получила название «Акобяка».
Современные исследования позволяют говорить о самобытных и чрезвычайно передовых для своего времени взглядах, как на науку и искусство, так и на систему преподавания, роднящую «Акобяку» с вапьдорфской школой XX в. и идеями свободного обучения Монтессори. Судьба первых русских распредметников оказалась трагичной. Во время нашествия половцев Козьма и Дамиан погибли, запечатня и школа были разрушены, но ещё много лет в этих окрестностях находили половцы во время своих плясок странные предметы - штампы, кубы, конусы и шары различного диаметра.
К сюжету *Российские Гуттенберги» (Козьмодемьянск)
ЗАСТОЛЬЕ В ТЕТЮШАХ. Николай Селиванов. Москва. Инсталляция. 2014
Я их не знал и никогда не видел. Они для меня бесконечно далеки. Хотя нас разделяет какая-то сотня лет. Но я знаю, что их программа жизни создала меня. Я - это они. Каждый из нас проживает свой век в русле непрерывно развиваемой жизненной программы, генерируемой за столом. Надежды и планы, смысл жизни и этические установки определяются за столом семейным, праздничным, ритуальным, поминальным.
Стол и застолье - это проектные инструменты человеческой жизни. За столом формируется то, что затем направляет течение жизни-реки. Химические, биологические, культурные «ингредиенты» за столом превращаются в живую материю, в живущих и проектирующих. За семейным ритуальным столом мы становимся частью лично-безличной бесконечности космоса.
Мои предки из города Тетюши в конце XIX века отправились на поиски лучшей доли вниз по Волге, и затем, проплыв вдоль западного побережья Каспия, нашли своё новое прибежище на небольшом вулканическом островке около города Баку.
В 1921 году в окрестностях Тетюшей была выловлена гигантская белуга. В желудке рыбы находилось большое количество раков, стерляди и налимов. Чучело этой белуги находится в Национальном музее Республики Татарстан в Казани.
К сюжету «Перекрёсток России» (Казань)
ЗАСТОЛЬЕ В ТЕТЮШАХ (фрагмент). Николай Селиванов.
СИМВОЛИЗМ В ЭЛЕКТРОСХЕМАХ
КУДА БЕГУТ СОБАКИ
Ольга ИНОЗЕМЦЕВА, Алексей КОРЗУХИН, Владислав БУЛАТОВ, Наталия ГРЕХОВА
Екатеринбург Инсталляция. 2014
В своём воззвании к художникам Велимир Хлебников говорит: «Мы сделали часть труда, падающего на долю мыслителей, мы стоим на первой площадке лестницы мыслителей и застаём на ней уже подымавшихся художников Китая и Японии -привет им! Вот что видно с этой лестницы мыслителей: виды на общечеловеческую азбуку, открывающиеся с лестницы мыслителей <...>
Но это ваша, художники, задача изменить или усовершенствовать эти знаки. Если вы построите их, вы завяжете узел общезвёздного труда <...>
Думая о соединении человеческого рода, но столкнувшись с горами языков, бурный огонь наших умов, вращаясь около соединённого заумного языка, достигая распылением слов на единицы мысли в оболочке звуков, бурно и вместе идёт к признанию на всей земле единого заумного языка».
По Хлебникову, каждый звук общечеловеческого языка обладает определённой функцией, запускает определённый процесс. Язык электросхем как раз призван сообщать нам функцию и описывать её максимально точно. Мы предполагаем, что создание общечеловеческого «заумного языка» может произойти именно через язык электросхем, поскольку законы физики универсальны.
СИМВОЛИЗМ В ЭЛЕКТРОСХЕМАХ
МОСКВА-XVI или ВЫШИТЫЕ ДНИ. Андрей Суздалев. Москва. Инсталляция, 2014
Идея инсталляции отталкивается от новеллы «Ивановы вары», в которой занимательно рассказывается о первых на Руси опытах по получению тяжёлой воды: «Клубы дыма, ночные всполохи, подземные толчки... всё это накрепко запало в народную память...».
Художник исходит из мысли, что такие важные события не могли никак не отразиться и в народном творчестве. Однако, учитывая степень «засекреченности объекта», они очевидно должны были быть вытеснены в сугубо «потаённую», приватную область - не выходя за порог дома («крепости»).
Домашнее рукоделие (вышивка крестиком) здесь одновременно является и чем-то вроде оберега, защитного заговора, наивной и трогательной попыткой заслониться от страха перед тотальным уничтожением.
К сюжету «Ивановы вары» (Дубна)
НЕВОЛЬНЫЙ ПИРОМАН. Ильгизар Хасанов. Казань. Инсталляция. 2013
Поступило предложение участвовать в проекте. Взял в руки книгу, по оглавлению определил страницу 27 - «Перекрёсток России». Свою историческую Родину- Казань. Прочитал, закрыл книгу. Открыл её и начал читать сначала. На странице 131 увидел название новеллы «Невольный Прометей». Понял, что это - где-то рядом. Следующая фраза - «с детства был заражён мечтой». И я уже ваш. Далее история невольного пиромана. Что может быть лучше, когда тебя мечта ведёт? А куда и зачем - это вопрос второй и неважный.
Ну и, конечно, характеристика Ильи: «Будучи натурой возвышенной во всех отношениях, Илья давал своим изделиям громкие поэтические имена». Это мне кого-то напомнило, ну а дальше - дело техники.
В списке пострадавших оказалась спичечная фабрика. А у меня был такой объект - спичечный коробок на курьих ножках. Объект архаический, сказочный. Осталось родить Илью и один из прототипов ракеты. Скажем, Анапест. Записал видео, Илью снабдил определённой гримасой. И я готов к участию. Да и, вообще, Капустин Яр - очень красиво звучит.
К сюжету «Невольный Прометей» (Капустин Яр)
АКОБЯКА: Героическая история Козьмодемьянска. Александр Капернаумов. Саратов. Инсталляция. 2014
Сборник «Выше. Дальше. Ниже» разбудил иллюстраторов. Некоторые проснулись раньше. Сообща пошли на его магниты. Энергия рисунка, попав в поле магнетизма текста, дала производные. Производные, увеличиваясь в объёмах и сферах проникновения, привели к вращению вала. Берега Волги превратились в машину. В городах буквенные зубчики шестерён оттеснили первые фразы. Фразы, умножаясь в количестве и набирая скорость, одна задругой, предложениями закрутили рассказы. Рассказы, притягиваясь, в параллель известным из учебников, дали первые опытные образцы новой истории...
Дальше больше... Левитируя, рассказы один за другим обнаружили рельефы, многие приобрели значительную выпуклость. Татлин называл событие, похожее на это, КОНТРРЕЛЬЕФОМ.
Рассказ «Российские Гуттенберги», левитируя, обнажил, кроме себя самого, ещё и собственные элементы второго, а иногда и третьего, и четвёртого ряда. Предметы, открываясь, ступенчато прорисовали вертикаль текста (контр-рельеф): глина, формовочные короба, дверные ручки, старый двор, то, чем ворота запирают, тридцать девять букв, подвязанных в ряд, две руки, две спины, уносящих в лес АКОБЯКУ.
К сюжету «Российские Гуттенберги» (Козьмодемьянск)
АКОБЯКА: Героическая история Козьмодемьянска. Александр Капернаумов. Саратов. Инсталляция. 2014
ПРОСТРАНСТВО БЕНАРДАКИ. Дмитрий Степанов
Имя Ивана Бенардаки хорошо знакомо современной истории науки, однако судьба его последователей до сих пор остаётся незаслуженно забытой. Известно лишь, что группа наиболее преданных учеников учёного, товарищество Бенардаки, основала в середине XX века музей-лабораторию «Пространство бенардаки», о местоположении которого ходит множество домыслов.
Фильм собран из видеоматериалов, доставшихся нам от местного экспериментатора, имевшего контакт с товариществом Бенардаки. К сожалению, он отказался дать развёрнутый комментарий, заметив лишь, что в Пространстве Бенардаки с человеческим восприятием происходят пугающе необъяснимые вещи. «Лучше вам этого не знать», - предостерёг он нас, оставил странный артефакт (изображённый на видео), исчез и больше не выходил на связь.
В экспозиции мы представляем видеофильм и полученный от экспериментатора прибор. К сожалению, на данный момент времени эти материалы — единственная ниточка в расследовании судьбы товарищества Бенардаки.
К сюжету «Грооза в графине» (Горький)
РУССКИЙ МОР. Сергей Прокофьев. Москва. Объект. 2013
ЛЕВЫЙ ПРИКАЗ (фрагмент). Алексей Трубецков. Саратов. Инсталляция. 2014
ЛЕВЫЙ ПРИКАЗ. Алексей Трубецков. Саратов. Инсталляция. 2014
Воодушевлённый революцией врач-недоучка в соответствии со своими политическими взглядами и физиологическими особенностями предлагает переделать родной город полностью под левую руку, сделать его левым в буквальном смысле слова, вопреки всему.
В проект входит Приказ (7 листов А4, исписанных пером справа налево), 7 листов аналогичного текста в привычном написании с комментариями, упаковочная папка с портретом товарища Саратова, серия исторических предме-тов-объектов, которыми персонаж пользовался только левой рукой и карта-план реконструкции саратыртского кремля.
К сюжету «Эскулап революции» (Саратов)
ЛЕВЫЙ ПРИКАЗ (фрагмент). Алексей Трубецков. Саратов. Инсталляция. 2014
ПРАЗДНИК УРОЖАЯ. Евгений Гриневич, Наталья Куликова. Москва. Графика, объекты. 2014
Художники разрабатывают новый космогонический миф о происхождении всего от «глобального картофеля»: «В начале был картофель. И он был осознанным телом. Познав самое себя, он дал продолжение. От этого был Большой взрыв. Миллионы осколков разбросало по Вселенной. И это были осознанные осколки. В разных условиях росли они и формировались в зрелые формы жизни...».
Помимо панно с разработанной авторской космогонией, экспозиция включает несколько объектов - «первородных жизненных форм», в основе которых такие известные сорта картофеля, как «Эрик Синеглазка» или «Александр Невский».
К сюжету «Магелланова ботва» (Городец)