13 декабря 2013 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась вторая выставка проекта «Художественные сокровища Татарстана» — «Казанские коллекционеры и коллекции (XVI—XIX вв.)».
В рамках проекта зрителей ожидают:
«Русский авангард 1900-е — 1920-е-гг.»;
«Советское реалистическое искусство»;
«Древнерусское искусство»;
«Казанская художественная школа» и «Казанский авангард 1910-е — 1930-е гг.».
На открытии выставки "Казанские коллекционеры и коллекции"
На открытии выставки "Казанские коллекционеры и коллекции"
Зал с работами из коллекции Гейнц
Огромный вклад в формирование художественной коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан внесли следующие коллекционеры: Андрей Фёдорович Лихачев, Николай Фёдорович Катанов, Григорий Иванович Мешков, Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс.
Андрей Федорович Лихачев (1832–1890)
На открытии выставки "Казанские коллекционеры и коллекции"
Русский археолог и нумизмат, действительный член Императорского Русского археологического общества (1886). Происходил из казанской ветви рода Лихачёвых, окончил естественное отделение Казанского университета. Считается первооткрывателем памятников неолита и бронзового века на территории Поволжья, участник четырёх всероссийских археологических съездов (1, 2, 4 и 6-го). Выдвинул теорию происхождения татарского народа, основанную на преемственности булгарской и татарской культур. Собранная им коллекция произведений искусства стала основой фондов Национального музея Республики Татарстан и Государственного музея изобразительных искусств. (http://ru.wikipedia.org)
ЛАРЖИЛЬЕР НИКОЛА ДЕ. 1656- 1746. АВТОПОРТРЕТ
ЛАРЖИЛЬЕР НИКОЛА ДЕ. 1656- 1746
Франция
АВТОПОРТРЕТ
Холст, масло
ЛЕМЕР ЖАН. 1597- 1659 Франция ДРЕВНИЕ РАЗВАЛИНЫ Холст, масло
Коллекция европейской живописи Музея изобразительных искусств РТ насчитывает 366 художественных произведения, 266 из них относятся к коллекции А. Ф. Лихачева. 130 полотен принадлежат кисти «старых голландцев», рассматривая их можно проследить развитие искусства Нидерландов, Голландии и Фландрии с XVI до середины XVIII века.
ЛЮТТИХЕЙС ИСААК. 1616-1673. ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО. 1665
ЛЮТТИХЕЙС ИСААК. 1616-1673
Голландия
ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО. 1665
Дерево, масло
БРЕЙГЕЛЬ ЯП СТАРШИЙ (КРУГ) Нидерланды СЕЛЬСКАЯ ДОРОГА ЗИМОЙ Холст, масло
Наряду с голландским искусством собрание А. Ф. Лихачева знакомит зрителя с творчеством художников Италии, Франции, Германии, Австрии, Англии XVI — XIX веков.
ХЕЙСУМ ЯН ВАН (?). 1682 - 1749 Голландия ЦВЕТЫ И ФРУКТЫ Холст, масло
ВИНКБОНС ДАВИД. 1576- 1632 Голландия КРЕСТЬЯНСКИЙ ПРАЗДНИК (КЕРМЕССА). 1620-с (?) Дерево, масло
Коллекция западноевропейской графики из собрания А. Ф. Лихачева включает более двух тысяч гравюр XVI–XIX веков и 6 рисунков XVII–XIX веков, в основном, французской школы.
ДУС, АРНОЛЬД (АНТОНИ) ВАН ДЕР. ЖАНРОВАЯ СЦЕНА. С картины Адриана Броувера
ДУС, АРНОЛЬД (АНТОНИ) ВАН ДЕР - DOES, ARNOLD
(ANTONI) VAN DER 1609 - 1680
Фландрия
ЖАНРОВАЯ СЦЕНА. С картины Адриана Броувера
Бумага, гравюра резцом, офорт
ЭТЮД ГОЛОВЫ СТАРИКА. По рисунку Франсуа Буше.
БОННЕ, ЛУИ МАРЕН - BONNET, LOIS-MARIN.
1743-1793
Франция
ЭТЮД ГОЛОВЫ СТАРИКА. По рисунку Франсуа Буше.
Лист № 53 из серии «Школа рисунка»
Бумага, карандашная манера. Оттиск а тоне сангины
ШАРЛЬ АНТУАН КУАПЕЛЬ IV. НАТУРНЫЕ ЭТЮДЫ
ШАРЛЬ АНТУАН КУАПЕЛЬ IV - CHARLES-ANTOINE
COYPEL (1694-1752) (?)
Франция
НАТУРНЫЕ ЭТЮДЫ
Бумага, сангина, уголь, мел
РЕМБРАНДТ. ПЕТР И ИОАНН У ВРАТ ХРАМА. 1659
РЕМБРАНДТ, ХАРМЕНС ВАН РЕЙН - REMBRANDT,
HARMENSZ VAN RIJN 1606- 1669
Голландия
ПЕТР И ИОАНН У ВРАТ ХРАМА. 1659
Бумага, офорт, сухая игла, резец
Ранее - собрание кабинета гравюр Королевского музея в Берлине; ранее
- собрание графа Лепеля
Николай Фёдорович Катанов (1862–1922)
Николай Федорович Катанов (1862-1922)
Николай Федорович Катанов и его коллекция ламаистских икон.
Ламаистская коллекция Николая Федоровича Катанова (1862-1922) дает представление о своеобразии буддийского культового искусства на Северо-востоке России, в Монголии, Бурятии, Калмыкии - регионах, входивших в Казанский духовно-учебный округ. С именем Н. Ф. Катанова связано возрождение востоковедения в Казани после долгого перерыва. В 1854 году в Петербург был переведен Восточный факультет Императорского Казанского университета, который в середине XIX века имел славу не только одного из крупнейших научных центров, но и одного из первых центров по изучению языка и культуры Востока в мировой ориенталистике.
Профессор Императорского Казанского университета и Императорской Казанской духовной академии; тюрколог, лингвист, исследователь народного творчества, нумизмат, путешественник, музейный деятель. Коллекции Н. Ф. Катанова: предметы древностей, «предметы шаманского культа», нумизматика Золотой Орды и Китая XIII- XIX веков, коллекция старинных географических карт ХV-ХVIII веков, большая библиотека. Н. Ф. Катанов составил описание всех наиболее значительных частных коллекций Казани.
ВАДЖРАПАНИ Монголия. XIX век Бумага, гравюра на дереве
Ваджрапани (санскр. «несущий ваджру в руке») - бодхисатва созерцания, входит в группу «Восьми главных бодхисатв». В мифологии махаяны выполняет функцию спутника Шакьямуни. В мифологии ваджраяны — защитник тайного учения, поражающий тупость и заблуждения. Особенно популярны гневные формы Ваджрапани. Его постоянным атрибутом, помимо ваджры, является змея.
КУБЕРА Монголия. XIX век Бумага, гравюра на дереве
В индуистской мифологии бог богатства, из разряда локапал (санскр. «защитник мира», охранитель сторон света), владыка севера и всех сокровищ Земли.
В собрание графики ГМИИ РТ вошла часть ламаистская коллекция Николая Федоровича Катанова (54 ед.).
«Ламаитские иконы — „танки“ („изображение на плоскости“), написанные клеевыми красками на обработанной левкасом хлопчатобумажной ткани. Большей частью это иконы монгольского письма конца XIX века, предназначенные для домашнего алтаря. Сохранившие древние традиции буддийской классической живописи, они отличаются тонким миниатюрным письмом, изящным рисунком и чистыми яркими красками. По-тибетски танка называется рейдри (рей — хлопок, дри — процесс рисования). В коллекции есть также графические изображения, исполненные в технике обрезной гравюры на дереве» — зав. Отделом графики О. Г. Вербина.
ДАЛХА С ВОСЕМЬЮ СПУТНИКАМИ Монголия. Конец XIX века Холст, минеральные краски
Лха » тибетской мифологии горные и небесные божества, из разряда духов, тенгри - низших в иерархии божеств, защищающих человека от злых духов. К ним принадлежит и Далха - бог войны с восемью братьями
ЯМАНТАКА Монголия. II половина XIX века
Ямантака (санскр. «покончивший с Ямой», «враг Ямы»)
Гневная ипостась бодхисатвы мудрости - Манджушри. Изображается обычно вместе со своими женскими соответствиями - Шакти. символизирующими энергию мужского Божества.
ЛХАМО Монголия, XIX век Холст, минеральные краски
Лхамо («великая мать») - буддийский аналог «Великой матери» в древней религии
Тибета - Бон
Григорий Иванович Мешков (1810, Пенза — 1890, Казань)
Григорий Иванович Мешков (1810, Пенза - 1890, Казань)
Одним из собирателей, оставивших богатое наследие городу, был Г ригорий Иванович Мешков (1810, Пенза - 1890, Казань), которому Казань обязана самой значительной коллекцией западноевропейской гравюры.
Дворянин, статский советник, Г. И. Мешков происходил из семьи потомственных чиновников. Он родился в Пензе, прожив там почти шестьдесят лет, сделав блестящую карьеру, пройдя путь от копииста до Советника Пензенского правления. Один из наиболее значительных библиофилов Пензы середины XIX века, Г. И. Мешков передал большую часть своего книжного собрания (всего около 1000 томов) в дар учреждениям Пензы, а также
Казани, куда переехал в 1870 году и где оставался до конца жизни. В историю провинциальной культуры Г.И.Мешков вошел также как знаток местной старины, как автор рукописных мемуаров, часть которых была опубликована, а также - как автор одного из первых в России переводов сочинений А. Дюма-отца об искусстве, жизни и творчестве великих европейских мастеров живописи и других книг. Рукописи Г. И. Мешкова и поныне хранятся в крупнейших библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Пензы.
Статский советник, библиофил, знаток старины, автор рукописных мемуаров, автор одного из первых в России переводов сочинений А. Дюма-отца об искусстве, жизни и творчестве великих европейских мастеров живописи и других книг. Г. И. Мешков — почетный член Императорского Казанского университета, член-сотрудник научного Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете.
ДЮРЕР, АЛЬБРЕХТ. 1471-1528. ЧЕТЫРЕ ВЕДЬМЫ. 1497
ДЮРЕР, АЛЬБРЕХТ. 1471-1528
Германия
ЧЕТЫРЕ ВЕДЬМЫ. 1497
Четкий контрастный отпечаток до 1530
Бумага, гравюра резцом
Ранее собрание А.В.Олсуфьева
ДЮРЕР, АЛЬБРЕХТ. 1471-1528. ПОХИЩЕНИЕ НА ЕДИНОРОГЕ. 1516
ДЮРЕР, АЛЬБРЕХТ. 1471-1528
Германия
ПОХИЩЕНИЕ НА ЕДИНОРОГЕ. 1516
Оттиск первой печати, до ржавого пятна на доске, напечатан
до 1540 года
Бумага, офорг на железе
Ранее собрание графа А.В.Олсуфьева
ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ 1489/ 1494-1533. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. 1513
ЛЕЙДЕН, ЛУКАС ВАН (ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ).
1489/ 1494-1533
Нидерланды
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. 1513
Гравюра резцом
Ранее собрание графа А.В.Олсуфьева
«Основная часть коллекции, включавшая книги, рукописи и гравюры русской школы, была подарена Императорскому Казанскому университету. В 1875 году для университетского Музея древностей и искусств была приобретена коллекция Г. И. Мешкова западноевропейской гравюры, всего восемь альбомов и портфелей с 480 гравюрами. В настоящее время собрание оказалось разрозненным: большая часть его вернулась в Казанский университет (Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н. И. Лобачевского), часть хранится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, несколько листов — в Национальном музее Республики Татарстан… Пятьдесят листов из собрания Г. И. Мешкова составляют небольшую, но значимую часть коллекции ГМИИ РТ, включающую и самые ранние произведения. В их числе поступившие к Г. И. Мешкову из коллекций графа А. В. Олсуфьева и А. Я. Римского-Корсакова редкие оттиски Альбрехта Дюрера и Луки Лейденского, крупнейших художников Северного Возрождения» -зав. Отделом графики ГМИИ РТ О. Г. Вербина.
ВААЛ. ГОЛЛАНДСКИЙ ХУДОЖНИК. II половины XVII. БОЛЬШАЯ ОХОТА НА КАБАНА. 1670-е
ВААЛ. ГОЛЛАНДСКИЙ ХУДОЖНИК. II половины XVII
века работал около 1665/1670
БОЛЬШАЯ ОХОТА НА КАБАНА. 1670-е
С живописного оригинала Франса Снсйдерса
Бумага, офорт
Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс (1845/50–1927)
Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс (1847–1927) происходила из семьи казанских купцов первой гильдии, почётных потомственных граждан Казани Александровых. Жена казанского губернатора генерал-лейтенанта Александра Константиновича Гейнса (1834–1892), меценат и благотворитель, собиратель коллекции художественных произведений.
МАКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЕГОРОВИЧ 1839-1915 ВЕСЕЛЫЙ ГЕНЕРАЛ Дерево, масло
ТРУТОВСКИЙ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ 1826-1893 ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ЦЕРКВИ. 1887 Холст, масло
В домашнем музее Ольги Сергеевны хранились гравюры живопись, предметы прикладного искусства, мебель. В каталоге, изданном в 1916 году, указано, что художественная коллекция О. С. Александровой-Гейнс насчитывает 89 произведений 50 авторов. Среди них произведения русской реалистической школы второй половины XIX века: И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи, братьев К.Е. и Н. Е. Маковских, АЛ. Писемского, И. И. Шишкина, И. Е. Репина, К. А. Трутовскош, А. Ф. Лагорио, Л. О. Премацци и др.
ШАХОВСКОЙ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ. 1850-1923 ИТАЛЬЯНКА. 1887 (?) Холст, масло
В 1926 году по ходатайству руководства Центрального музея ТАССР в фонды музея были переданы портреты Ольги Сергеевны и её супруга Александра Константиновича Гейнс, написанные И. Е. Репиным. В 1930 году — остальная часть коллекции. С 1962 года художественное собрание О.Сергеевны Александровой-Гейнц передано в фонды ИЗО музея.
РЕПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ. 1844-1930 ПОРТРЕТ ГЕНЕРАЛА АЛЕКСАНДРА КОНСТАНТИНОВИЧА ГЕЙНСА. 1896 Холст, масло
ШИШКИН ИВАН ИВАНОВИЧ. 1832-1898 БЕРЕЗОВАЯ РОЩА 1870 / МАКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЕГОРОВИЧ 1839-1915 РАССКАЗЫ ДЕДА
ШИШКИН ИВАН ИВАНОВИЧ. 1832-1898
БЕРЕЗОВАЯ РОЩА 1870
Холст, масло
IVAN SHISHKIN. 1832-1898
BIRCH WOOD. 1870
Oil on canvas
МАКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЕГОРОВИЧ
1839-1915
РАССКАЗЫ ДЕДА
Дерево, масло
KONSTANTIN MAKOVSKY. 1839-1915
STORIES OF GRANDFATHER
Oil on wood
ШИШКИН ИВАН ИВАНОВИЧ. 1832-1898 БЕРЕЗЫ ПОСЛЕ БУРИ. 1871 Холст, масло
ТРУТОВСКИЙ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ 1826-1893 ПАСХА В МАЛОРОССИИ (НА УКРАИНЕ). 1883 Холст, масло
ПЛЕШАНОВ ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ. 1829-1882 ИТАЛЬЯНКА. 1850-е Холст, масло
РЕДКОВСКИЙ АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ. 1811-1909 ПЕРСИКИ И ЦВЕТЫ. 1895 Бумага на картоне, акварель
Александр Фердинандович Мантель (1880, Санкт-Петербург — 1935, Москва)
Александр Фердинандович Мантель 1880, Санкт-Петербург - 1935, Москва
Александр Фердинандович Мантель 1880, Санкт-Петербург - 1935, Москва
Это был человек многогранных дарований, проявивший себя в разных областях художественной культуры: художник, писатель, художественный критик, издатель, музейный деятель, коллекционер...
Развернутая им в Казани в конце 1900-х - начале 1910-х годов просветительская, издательская и выставочная деятельность, направленная на пропаганду новых течений в русском искусстве, всколыхнула художественную жизнь в городе, дала яркие и ощутимые импульсы развитию изобразительного искусства, в первую очередь, искусства книги и полиграфии.
Художник, писатель, художественный критик, издатель, музейный деятель, коллекционер. Развернул в Казани в конце 1900-х — начале 1910-х годов просветительскую, издательскую и выставочную деятельность, направленную на пропаганду новых течений в русском искусстве, в первую очередь, изобразительного искусства в книжном и полиграфическом деле.
А. Ф. Мантель сформировал уникальную для Казани коллекцию, отличавшуюся стилевым единством, высоким художественным уровнем всех составляющих ее произведений, и тем, что приоритет в ней отдавался графике малых форм (книжная графика: виньетки, заставки, иллюстрации, эскизы открытых писем, этюды).
На сегодняшний день коллекция А. Ф. Мантеля в ГМИИ РТ насчитывает более 30 произведений, подавляющее число которых — графика ведущих русских художников А. Н. Бенуа, Н. К. Рериха, Б.ИАнисфельда, И. Я. Билибина, Е. Е. Лансере, Д. И. Митрохина, Г. И. Нарбута и др., а также живопись Н. К. Рериха, Б. М. Кустодиева, И. И. Бродского.