С 23 мая по 22 июня 2013 года в Выставочном зале «Манеж» Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» проходит выставка «Нуриев — танец».
Выставка организована Фондом Черномырдина в рамках программы Фонда «Диалог культур». Проект стартовал летом 2012 года в Италии на о. Капри (Нуриев жил последние годы на принадлежащем ему о. Галли поблизости от Капри). В конце февраля 2013 года выставка проекта экспонировалась в Мариинском театре (Санкт-Петербург), где танцевал Рудольф Нуриев до отъезда из СССР. Накануне дня рождения Нуриева состоялся вернисаж в Государственном театральном музее им. А. А. Бахрушина. В Казани открытие выставки организаторы приурочили к XXVI Международному фестивалю классического балета им. Рудольфа Нуриева.
В основе экспозиции выставки лежат работы художников и дизайнеров — победителей открытого конкурса, проводимого Фондом Черномырдина в партнерстве с Московской государственной художественно-промышленной академией им. С. Г. Строганова и Московским государственным университетом печати им. И.Фёдорова. Участие современных дизайнеров
Выставка приурочена к 75-летию со дня рождения и 20-летию со дня смерти Рудольфа Нуриева. Выставочная экспозиция разбита на четыре части: 1. Пластика танца; 2. Великие дуэты; 3. Судьба; 4. Танец Нуриева: Современное прочтение.
Зритель знакомится жизнью и творчеством Рудольфа Нуриева через плакаты, фотографии, инсталляции.
Рудольф Нуриев на крыше театра Гранд Опера в Париже. Фото С.Массон
СПб. государственный музей театрального искусство
«Мать моя родилась в прекрасном древнем городе Казани. Мы мусульмане. Отец родился в небольшой деревушке около Уфы., столицы республики Башкирии. Таким образом, с обеих сторон наша родня — это татары и башкиры. Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда. И однако мне представляется, что мы более вялые, чем русские, более чувственные; в нас некая азиатская мягкость и вместе горячность наших предков». (из «Автобиографии»)
Рудольф Нуриев в балете «Корсар»
Падам
Рудольф Нуриев в балете «Корсар»
1997, Канада
бронза, литье
Рудольф Нуриев в балете «Корсар»
Падам
Рудольф Нуриев в балете «Корсар»
1997, Канада
бронза, литье
Пространство выставки продумано до мелочей. Среди экспонатов нет случайных, каждый из них излагает свою историю. Сульптурные произведения, пуанты, инсталляция декораций балета «Баядерка», фигура балетного артиста у станка; костюм заколдованного принца к балету «Щелкунчик» из коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, один из немногих роскошных костюмов Нуриева, оставшихся в России; зеркало, «хранящее образ Нуриева» — великолепная задумка устроителей выставки.
Рудольф Нуриев в партии Али в балете «Корсар»
Ю. Е. Фирсов
Рудольф Нуриев в партии Али в балете «Корсар»
1995-1996 (модель), 2009 (авторская отливка)
Патинированная бронза,литье, гранит
Рудольф Нуриев. На репетиции
Ю. Е. Фирсов
Рудольф Нуриев. На репетиции
1995-1996 (модель),2009 (авторская отливка)
Патинированная бронза, литье
Реконструкция театральных декораций, в которых танцевал Нуриев
Атмосферность проекту придают видеозаписи выступлений Р. Нуриева. Если есть время при осмотре экспозиции, то советую задержаться и просмотреть раритетные записи авангардного балета «Полевые фигуры» и балета «Маргарита и Арман», созданного специально для Рудольфа Нуриева и Марго Фонтейн. Удобство при просмотре гарантировано: полумрак, достаточно большой экран и ряд мягких кресел посреди выставочного зала.
Сценический костюм Рудольфа Нуриева
Сценический костюм Рудольфа Нуриева к партии Заколдованного принца и балета «Щелкунчик»
1958-1959гг.
Из коллекции Дкалемии Русского балета им А Я Вагановой
Атлас, репс, пайетки, четтяищюшнная нить