2 апреля 2013 года в Выставочном зале «Манеж» Музея-заповедника «Казанский Кремль» состоялась церемония открытия выставки «Скрытая сокровищница. Классическое турецкое искусство».
Открытие выставки. Ф.Мухаметшин, М. Акшенер (в центре)
Кесаль Кахраман, Илона ..., Нилюфер Курфейз, Левент Карадуман
Хикмет Барутчугиль, ...., Кемаль Кахраман
Мераль Акшенер
Вице-спикер парламента Турции
Это совместный культурный проект Республики Татарстан и Великого Национального Собрания Турецкой Республики, начало которому было положено в 2012 году во время встречи Министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина с руководством Национальных дворцов при Парламенте Турции во дворце Долмабахче.
Малик Оздемир, Фарид Мухаметшин, Мераль Акшенер
Малик Оздемир - руководитель Администрации Парламента, депутат от провинции Севас
Фарид Мухаметшин - председатель парламента Татарстана
Мераль Акшенер - вице-спикер Великого национального собрания Турецкой Республики
Проект стал возможен благодаря поддержке Президента Татарстана Рустама Минниханова и Председателя Великого Национального собрания Турции Джемиля Чичека.
На открытии выставки "Скрытая сокровищница. Классическое турецкое искусство"
На открытии выставки «Скрытая сокровищница. Классическое турецкое искусство»
Выставку открыли: Председатель Госcовета РТ Фарид Мухаметшин и вице-спикер Великого национального собрания Турции Мераль Акшенер.
На выставке "Скрытая сокровищница..."
На выставке "Скрытая сокровищница. Классическое турецкое искусство »
В церемонии принимали участие: Ирада Аюпова, первый заместитель министра культуры РТ; Кемаль Кахраман, заместитель руководителя Национальных дворцов. Турецкие художники, преподаватели Центра классического турецкого искусства при Управлении Национальных дворцов Турции.
В экспозиции выставки «Скрытая сокровищница. Классическое турецкое искусство» представлено 92 экспоната. Все это высокохудожественные образцы каллиграфии, эбру, тезхиба и миниатюры.
Ваза «Кавук» (форма султанского головного убора)
Фарфор, эмаль, надглазурная роспись
Ваза «Кавук» (солтанның баш кисме рэвсшс)
Фарфор, эмаль, ялтыравыклы эретмә Өслегеннән ясалган рдеем
Vase «Kavuk» (form of sultan’s headwear)
Porcelain, enamel, ovcrglazc painting
Большая ваза «Изпик», Плоское настенное блюдо “Изник”
Большая ваза «Изник»
Узор «Халич иши»
Фарфор, эмаль, подглазурная роспись
Зур ваза “Изник”
Бизәлеш “Халим эше”
Фарфор, эмаль, ялтыравыклы эретмә астыннан ЮшерелгЭн рэссм
Big vase “Iznic”
Design “Khalich ishi”
Porcelain, enamel, underglaze painting
Плоское настенное блюдо “Изник”
Фарфор, эмаль, подглазурная роспись
Яссы дивар табагы “Изник”
Фарфор, эмаль, ялтыравыклы эретмә астыннан төшерелгән рәсем
Flat wall plate «Iznic»
Porcelain, enamel, underglaze paindng
Каллиграфия (искусство красивого письма) представлена работами Левента Карадумана. Он преподает каллиграфию в Центре Классического турецкого искусства при управлении национальных дворцов Парламента Турции.
Левент Карадуман
Родился в 1978 году в Бартине. Получил образование в сфере исламских наук. В 1992 году приступил к изучению старинных образцов арабской каллиграфии. В 1995 году начал занятия почерками сульс и насх под руководством известного каллиграфа и мастера эбру Фуата Башара. Получив свой диплом каллиграфа (иджазу) в 2003 году, стал участвовать в различных выставках в стране и за рубежом. Многие годы преподавал, занимался научными исследованиями в области арабской каллиграфии.
Произведения мастера находятся во многих частных коллекциях, как в Турции, так и за ее пределами.
Левент Карадуман (1978) — автор около 100 шрифтов, реставратор произведений выдающихся мастеров турецкой каллиграфии: Шекерзаде Мехмета Эфенди, Хафиза Османа, Дервиша Али — рукописи Корана, кита и хилье-и шериф.
«Я с моей уммой», Хилье-и Шерифе, Джали сульс, сульс, насх, 2012г.
Возлюбленный Мухаммад Хилье-и Шерифе Джали сульс, сульс, ма`кыли, 2012 г.
Тесным образом с каллиграфическим искусством связан вид декоративного искусства «Тезхиб». Тезхиб (с араб. «золочение», «серебрение») применяется в украшении каллиграфических листов, рукописей.
Басмала. Каллиграфия Эрол Дёнмез. Селим Саглам (?)
С образцами тезхиба знакомит фрагмент экспозиции выставки, на котором представлены работы Нилюфер Курфейз (1957) и Селима Саглама (1969), ученика Н. Курфейз.
Нилюфер Курфейз
Родилась 25 августа 1957 года в Стамбуле.
Знакомство Нилюфер Курфейз с турецким искусством началось в лицее. В студенческие годы она продолжила свое образование у известного ученого и исследователя профессора Сюхейля Унвера. Нилюфер получила диплом Школы турецкого декоративного искусства Дворца-музея Топкапы, где она обучалась в 1980-1983 гг. в под руководством Джахиде Кескинер, а в 1985 г. - диплом по специальности «классическая археология» отделения археологии и истории искусств Факультета Литературы Стамбульского университета.
Нилюфер Курфейз, археолог по образованию, имеет диплом Школы турецкого декоративного искусства Дворца-музея Топкапы. Участвовала в реставрации росписей памятников архитектуры. Однако, искусство тезхиба стало главным делом ее жизни. Она применила эту технику в работе с бумагой, кожей, деревом и пр. Является автором книги «Тезхиб» (2005).
Малик Оздемир, Фарид Мухаметшин (справа)
Нелюфер Курфейз (в центре)
Основные используемые материалы: золото и краски. Золото расплющивается до получения очень тонкого слоя используется в виде листов. Лист золота растворяется в воде с добавлением желатина, до получения нужной консистенции. Для красок используют минеральные пигменты.
Селим Саглам, получив экономическое образование, целиком посвятил себя искусству тезхиба. В 1986 году занимается тезхибом под руководством Нилюфер Курфейз. 1987 получил диплом курсов тезхиба при Министерстве культуры.
Миниатюра в книжной иллюстрации. При создании миниатюры используются краски, близкие к акварели. Тончайшая деталировка удается благодаря применению очень тонких кистей. Предварительно бумагу грунтуют составом с гуммиарабиком. Для придания краски сияния бумагу покрывают порошкообразным золотом. Миниатюры часто обрамляют изысканным орнаментом, выполненным в искусстве тезхиба.
Фрагмент экспозиции. Танер Алакуш. Миниатюра
«Скрытая сокровищница. Классическое турецкое искусство»
На выставке можно увидеть миниатюры Танера Алакуша (1966). Главная его специализация орнамент. Знания орнаментального искусства помогают художнику в работе с миниатюрами.
Фрагмент экспозиции. Танер Алакуш. Наброски
«Скрытая сокровищница. Классическое турецкое искусство»
Султан Сулейман Законодатель. Танер Алакуш
Мәшһүр Сөләйман
Sııleîman the Magnificent
Совершенно волшебная часть экспозиции выставки — работы Хикмета Барутчугиль (1952).
Хикмет Барутчугиль
Родился в 1952 году в Малатье. В 1973 году поступил на факультет художественной промышленности Стамбульской государственной академии изящных искусств, специализировался в области художес твенного текстиля. Уже на первом курсе приступил к занятиям каллиграфией, которую открыл для себя, занимаясь с профессором Эмин Барын. Во время этих занятий познакомился с искусством эбру, и решил полностью посвятить себя этому искусству. В 1977 году окончил Академию как дизайнер текстиля, сосредоточил свои художественные искания в сфере эбру. Он продолжил свои исследования и творческую работу в Лондоне, куда был направлен на стажировку в 1978-1981 гг.
Хикмет Барутчугиль воспринимает искусство эбру как некую науку, он пытается придать этому виду искусства новое развитие. Художник верит, что это искусство имеет право на жизнь, и может присутствовать в жизни человека, украшая повседневные веши, или являясь частью декора интерьера. Он создал много прикладных вешей, украшенных в технике эбру, используя как основу самые разные материалы. Он также создал новые приемы техники эбру. В истории турецкого искусства Хикмет Барутчугиль известен как автор техники под названием «Барут эбру».
Хикмет Барутчугиль — знаменитый турецкий мастер эбру, которому было присвоено звание «Best of the Best» на фестивале искусств в Лондоне «Art in Action». Он является создателем новой техники, известной как «Барут эбру», автор 16 книг об искусстве эбру. В своих произведениях использует разные техники и материалы. Его работы — это синтез эбру и каллиграфии, тезхиба, миниатюры и других видов традиционного искусства.
Эбру. <br />Хикмет Барутчугиль
Эбру. <br />Хикмет Барутчугиль
Эбру — один из самых древних видов искусства украшения книги. Это техника нанесения рисунка на поверхность загущенной специальным составом воды, с последующим перенесением рисунка на бумагу.
Эбру. <br />Хикмет Барутчугиль
Эбру. <br />Хикмет Барутчугиль
Небольшая часть экспозиции выставки, продолжающая раскрывать тему эбру, представлена работами нашей землячки Альбины Гимадиновой.
Фарид мухаметшин, Мераль Акшенер, переводчик
Фарид мухаметшин, Мераль Акшенер, переводчик
Хор классической турецкой музыки при Президенте Турции
Перед концертом Хора классической турецкой музыки при Президенте Турции
Эзги Кёкер, солистка Хора классической турецкой музыки
После торжественного открытия выставки в концертном зале Дома дружбы народов РТ прошел концерт Хора классической турецкой музыки при Президенте Турции.
Выставка будет работать до 30 апреля.
Часы работы: с 10.00 до 17.30
Стоимость билета: 100 руб.
Для студентов, школьников и пенсионеров — льготный билет (50 руб.).