В Татарском академическом государственном театре им. М.Джалиля премьера! 1 февраля 2013 года оперой Дж. Верди «Аида» открывается XXXI Международный оперный фестиваль им. Ф. И. Шаляпина.
Во дворце фараона в Мемфисе получена весть о нашествии эфиопов
Опера «Аида» Дж. Верди. 1-е действие, 1-я картина.
Египет воюет с Эфиопией.
Началу фестиваля предшествовала пресс-конференция, на которой присутствовали: директор театра Рауфаль Мухаметзянов, народный артист России, художественный руководитель-директор Государственного Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссер Юрий Александров (режиссер-постановщик спектакля «Аида»), Марко Боэми (Италия) - дирижер Гала-концерта и трех спектаклей нынешнего фестиваля, в т. ч. «Аиды».
Юрий Александров (режиссер-постановщик спектакля «Аида»), Рауфаль Мухаметзянов (директор ТАГТОиБ)
Рауфаль Мухаметзянов, давая характеристику предстоящему оперному фестивалю, отметил, что каждый фестиваль всегда необычен. Потому что:
«Никто не может предсказать судьбу предстоящего спектакля. Важны настрой, психологическое состояние, всеобщая атмосфера. Спектакль - это единственное мгновение, второго такого уже не будет».
Рауфаль Сабирович, вкратце, рассказал о каждом фестивальном спектакле, его исполнителях, дирижерах, постановщиках.
Жрецы совещаются
Опера «Аида» Дж. Верди. 1-е действие, 1-я картина.
Боги шлют благословенье
на далёкий путь опасный.
Воссылайте к ним моленья,
чтоб победу дали нам.
- Так сложилось, что начинаем с премьеры. В этом году на фестивале их будет две: «Аида» Дж. Верди и «Турандот» Дж. Пуччини. Начинаем с «Аиды». Предыдущий спектакль «Аида» был добротный, но эстетика его немного ставилась под сомнение. А театр должен чуть-чуть работать на опережение, - рассуждает Р.Мухаметзянов - я обращаю на это внимание потому, что фестиваль, который мы проводили первым, было это в 1982 году, открывали оперой «Князь Игорь». Представьте, 1982 год, а постановка, 1956 года. Представляете, какова была эстетика театра? Больше 20 лет держался спектакль в репертуаре, такой «нафталин» представлялся. Сейчас мы за этим следим.
Торжество на площади, в честь победы над эфиопскими войсками
Опера «Аида» Дж.Верди. Действие 2-е, картина 2-я. Фото: Елена Сунгатова
Под звуки торжественного марша мимо трона проходят войска египтян. Танцовщицы, скользя в пляске, показывают толпе драгоценности побеждённых. Несут знамёна, статуи богов, трофеи.
Опера «Аида» Дж.Верди. Действие 2-е, картина 2-я.
Сам фараон обнимает победителя: "Требуй, что пожелаешь!" Амнерис, увенчав избранника лавровым венком, указывает ему место рядом с собой.
Опера «Аида» Дж.Верди. Действие 2-е, картина 2-я.
Но жрецы неумолимо требуют смерти побежденных. Наконец, по совету верховного жреца, фараон решает оставить в качестве заложников Аиду и ее отца. Радамесу он отдает руку своей дочери.
Театр тщательно относится к подбору кадров. Качество работы ставится на первое место. Цель театра - удовлетворять духовный запрос населения. А театральная публика в Казани - искушенная. Поэтому руководство театра стремится заполучить лучших исполнителей, художников-постановщиков, дирижеров. режиссеров.
«Аиду» для Татарского академического государственного театра им. М.Джалиля поставил народный артист России, режиссер Юрий Александров.
Приговор — изменник будет живым погребен в подземелье
Опера «Аида» Дж.Верди, Действие 3-е, картина-3-я. Фото: Елена Сунгатова
Верховный жрец Рамфис выносит приговор — изменник будет живым погребен в подземелье. Амнерис в отчаянии проклинает бесчеловечность жрецов.
«Один из лучших режиссеров в нашей области, без ложной скромности. Я хотел бы в ближайшие годы поработать с этим профессионалом» - такую оценку дал Юрию Александрову директор театра.
Ю. Александров об «Аиде»:
Аида в моей жизни 12 или 13 постановка… Спектакль «о людях, для которыхпо-прежнемудороги такие понятия как верность, благородство, любовь… и великая музыка Верди».
Марко Боэми (Италия) — дирижер Гала-концерта и трех спектаклей нынешнего фестиваля, в т. ч. «Аиды» и переводчица
Марко Боэми (Италия):
Не бывает, что современная традиция или классическая. Бывает умная постановка или нет… В постановке «Аиды» использованы современные медиа- ивидео-возможности. Это очень помогает мне раскрыть музыку. Иногда считается, что «Аида» это героическое произведение, но это не так. Аида, очень внутренняя. Отражает контраст между человеческим внутренним бытием и силой государства. В опере много чувства.
В опере П. И. Чайковкого «Евгений Онегин» задействованы в основном актеры Мариинского театра (Санкт-Петербург).
берег Нила. Луна. Причаливает лодка с Амнерис
Опера «Аида» Дж.Верди, Действие 3-е, картина-2-я. Фото: Елена Сунгатова
Действие 3-е, картина 1-я. Обрывистый берег Нила. Луна ярко освещает поверхность воды, пальмы, храм Изиды на высоком уступе. Среди камней причаливает лодка. Из неё выходят верховный жрец, Амнерис, несколько женщин.
- Там много молодых исполнителей, которые не на слуху. Вы их не знаете. Но все они яркие индивидуальности, лауреаты Международных конкурсов: Виктория Ястребова, Сергей Семпишкур, Владимир Мороз. Ястребову и Семишкур вы еще увидите в «Травиате» - заочно представил талантливых исполнителей Р.Мухаметзянов.
Пощады, великий фараон!
Опера «Аида» Дж.Верди. Действие 2-е, картина 2-я. Фото: Елена Сунгатова
Мимо трона проводят длинную вереницу пленных. Печальную процессию замыкает Амонасро. И Аида, забыв о себе, кидается ему на шею. Отец в кандалах! "Не выдавай", шепчет Амонасро. Потом, назвавшись одним из военачальников, он утверждает, что царь эфиопов убит. Он сам был тому свидетелем. Это позволяет побеждённым надеяться на милосердие. Пощады, великий фараон!
На нынешнем фестивале есть место эксперименту. В качестве дирижеров себя пробуют два выходца из Татарстана:
Айрат Ишмуратов - начинал работать в оркестре кларнетистом. В настоящее время проживает в Канаде, там же получил дальнейшее образование.
Айрат Кашаев - то же из Казани, но живет сейчас в Москве, дирижерское образование.
Айрат Ишмуратов (Канада) дирижирует в «Риголетто» Дж. Верди и «Турандот» Дж. Пуччини. Айрат Кашаев (Москва) - в «Евгении Онегине» П. Чайковского.
Дочь фараона охвачена противоречивыми чувствами
Опера «Аида» Дж.Верди, Действие 3-е, картина-2-я. Фото: Елена Сунгатова
Для народной музыкальной М.Мусоргского «Борис Годунов» театр пригласил Владимира Огновенко (США) на роль царя Бориса.
- Заполучить такого певца - это гордость - высказал свое мнение Р.Мухаметзянов. Рауфаль Сабирович, правда, не преминул заметить, что декабрьское выступление Михаила Казакова (Большой театр России /Москва/ и ТАГТОиБ им. М.Джалиля /Казань/), в роли Бориса его «просто шокировало».
- В.Огновенко и М.Казаков - два мэтра, два человека, которые могут представлять этот спектакль в любой точке мира - уверил Мухаметзянов.
Они впервые счастливы: они вместе
А над их головами, рухнув в безнадежной молитве , лежит Амнерис
Опера «Аида» Дж.Верди, Действие 3-е, картина-4-я. Фото: Елена Сунгатова
Целуя Аиду, ловя её дыхание, Радамес понимает: измученная, раненная во время бегства, она умирает. Вскоре он уйдёт вслед за ней. Но, обречённые, они впервые счастливы: они вместе.
Дирижером национальной татарской оперы Р.Ахияровой «Любовь поэта» будет итальянец Марко Боэми. Дирижер рассказал, что в татарской музыке его привлекает «меланхоличность и ностальгичность».
На поклон. Опера Дж.Верди «Аида», 1.02.2013, ТАГТОиБ
Опера «Аида». Фото: Елена Сунгатова
Завершает программу фестиваля Гала-концерт (14, 15 февраля) и опера Ж.Массне «Дон Кихот». Объединяем эти два события по простой причине, Гала- концерт в этом году дают солисты Академии Мариинского театра, а «Дон Кихот» - спектакль Государственного Мариинского театра. Кстати, в последнем - дирижировать будет Валерий Гергиев.